Подписка 1520 - PDF

Рубль не помог

Четверг, 06.08.2015 в 00:00
Рубль не помог
Временно исполняющий обязанности губернатора Калининградской области РФ Николай Цуканов обвинил Литву в постоянном повышении железнодорожных тарифов при обслуживании транзита в калининградском направлении.

По словам главы региона, подобная практика создает большие трудности для местного бизнеса и властей. При этом провоз грузов в направлении Клайпеды, который вдвое продолжительнее калининградского, обходится грузоотправителям в полтора раза дешевле.
«Правительство Калининградской области еще в начале 2000-х предложило соседям проект «2 К», предусматривающий распределение потоков, идущих через порты Калининграда и Клайпеды. Но из этой затеи до сих пор ничего не вышло. Сложные транзитные отношения с Литвой, ухудшающиеся с 2004 года, фактически блокируют выдвигавшиеся ранее предложения по развитию пропускной способности калининградского портового комплекса. В частности, еще недавно предлагалось построить на побережье области глубоководный морской порт с объемом перевалки грузов 60 млн тонн ежегодно. Реализация этого плана затруднена не только тарифной политикой ЛЖД. Существующая железнодорожная инфраструктура Калининградской области и Литвы рассчитана на пропуск не более 25 млн тонн грузов. Для обслуживания нового порта необходимо серьезно модернизировать не только калининградский, но и литовский участок стальных магистралей», – отметил источник в администрации Калининградской области.

Как рассказала «Гудку» врио министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова, «Литовские железные дороги» ежегодно повышают тарифы, например в 2014 году – на 4,2%, а с 1 января 2015 года – на 4,5%.
«Последствия повышения таких тарифов могут быть самыми разными. Это и переориентирование грузопотоков с железнодорожного транспорта на автомобильный и морской (железнодорожный паром линии Балтийск – Усть-Луга – Калининград), и падение объема перевозок грузов через сухопутные погранпереходы, в том числе транзитом по Литве.

В целях обеспечения транспортной безопасности региона в Балтийске построен и функционирует портовый железнодорожный паромный комплекс с пропускной способностью 5,3 млн тонн в год, в том числе 4,5 млн тонн – грузы железнодорожного транспорта. С учетом происходящих с конца 2014 года колебаний курсов валют разница в тарифах при перевозке грузов в паромном и железнодорожном сухопутном сообщениях привела к переориентации грузопотоков с наземного железнодорожного транспорта на морской паромный. В настоящее время паромы работают практически со 100%-ной загрузкой в оба направления», – отметила Елена Дятлова.

По ее словам, вопрос о повышении конкурентоспособности железнодорожных перевозок с целью увеличения их объемов на железнодорожной паромной переправе Балтийск – Усть-Луга рассмотрен на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Калининградской области под руководством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.
«Для сохранения действующих грузопотоков в калининградском направлении Правительством РФ постоянно ведется работа по регулированию тарифной политики, в том числе в части перевозок грузов железнодорожным транспортом в/из Калининградскую область. С целью уравнивания стоимости аналогичных перевозок на соответствующее расстояние по основной территории России с 1 апреля 2016 года будут действовать субсидии из федерального бюджета Калининградской области. Это решение кабмина вызвано необходимостью обеспечения конкурентных условий транспортировки железнодорожным транспортом готовых товаров, производимых на территории нашего региона, на территорию России в связи с дополнительными затратами грузоотправителей на оплату тарифа по территориям транзитных государств – Литвы и Белоруссии», – сообщила Елена Дятлова.

Впрочем, литовские железнодорожники не согласны с выводами руководства региона.
«Повышение базовых тарифов АО «Литовские железные дороги» на грузовые перевозки в последние годы не превышает 4,5% ежегодно. Кроме того, учитывая ситуацию на рынке грузоперевозок, в течение данного периода мы установили дополнительные скидки для ряда грузов, следующих в направлении Калининградской области, в результате чего лишь на 2,6% вырос средний фактический уровень тарифов по Литве в Калининградскую область с 2012 года. Так, на сегодняшний день по железным дорогам Литвы в направлении Калининграда установлены скидки более чем на 20 наименований родов грузов, основными из которых являются: уголь – 54%, кокс – 41%, удобрения – 20%, автомобили – 43%, металлы – 25%, газовый конденсат – 44%», – подчеркнул руководитель департамента корпоративных коммуникаций ЛЖД Миндаугас Рейникис.

По его словам, главным негативным фактором, влияющим на конкурентоспособность калининградского направления для российских грузоотправителей, стало изменение курса рубля по отношению к евро и доллару США, что вызвало увеличение провозной платы по территориям Белоруссии и Литвы в рублевом эквиваленте.
«В настоящее время ЛЖД применяют единые базовые тарифы на перевозку грузов в направлении как Клайпедского порта, так и Калининградской области. Однако из-за применения разного уровня скидок фактические тарифы «Литовских железных дорог» на перевозку грузов в направлении порта Клайпеда ниже, чем при транспортировке в Калининградскую область. Предоставление дополнительных скидок в направлении порта Клайпеда обусловлено необходимостью конкурировать с латвийскими портами, географическое положение которых намного выгоднее, чем порта Клайпеда. Латвия имеет прямое сообщение с Россией, в то время как при перевозке грузов в Литву из России необходимо преодолевать транзитную территорию Белоруссии или Латвии, что значительно повышает расходы на транспортировку. Мы готовы рассматривать возможность установления дополнительных специальных тарифных преференций на перевозку российских грузов в направлении Калининградской области, однако такие решения должны приниматься для отдельных грузопотоков при условии гарантированных объемов данных грузов», – резюмировал Миндаугас Рейникис.
Тарифы | Транзит

Цифра номера
5,3
млн тонн в год составит пропускная способность железнодорожного паромного комплекса в Балтийске, который должен укрепить транспортную безопасность региона. Разница в тарифах при перевозке грузов в паромном и железнодорожном сухопутном сообщениях привела к переориентации грузопотоков с наземного железнодорожного транспорта на морской паромный

Автор: Константин Мозговой

ТЭГИ: ТАРИФЫ | ТРАНЗИТ | ИНФРАСТРУКТУРА | КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Новости

1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инфраструктура»