Подписка 1520 - PDF

Здоровые приоритеты

Четверг, 16.07.2015 в 00:00
Здоровые приоритеты
– Какие задачи удалось решить, а по каким аспектам еще предстоит поработать?
– Разработана основополагающая концепция взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения, которая позволяет целенаправленно и планомерно проводить согласованные мероприятия по медицинскому обеспечению деятельности железнодорожного транспорта. Все нормативные документы, регламентирующие работу комиссии, постоянно актуализируются. Учитываются реалии сегодняшнего дня, а также пожелания и просьбы железнодорожников Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины.
В 2014 году появился новый регламент направления работников железнодорожного транспорта, членов их семей и пенсионеров на лечение в отраслевые учреждения здравоохранения стран СНГ. В департамент здравоохранения ОАО «РЖД» часто поступали как устные, так и письменные обращения от представителей железнодорожных администраций стран СНГ, Международной конфедерации профессиональных союзов железнодорожников и транспортных строителей о возможности пройти лечение в клиниках компании. Многие из обращений начинались одинаково: «Я проработал несколько десятков лет на железной дороге Казахстана, Украины, в настоящее время живу в России у своих взрослых детей, хочу пролечиться в железнодорожной больнице». Поверьте, называются все республики бывшего Советского Союза. Некоторые специально приезжали в Россию из другого государства, чтобы получить лечение в учреждениях здравоохранения РЖД.
Приходилось объяснять заслуженным пенсионерам, что времена изменились, железнодорожные больницы в России являются негосударственными, уставный капитал железных дорог СССР не вошел в состав РЖД и принять на лечение мы можем только на платной основе. Поэтому утверждённый в 1998 году порядок направления железнодорожными администрациями стран СНГ больных в центральные клинические или бальнеологические больницы был актуализирован. Мы постарались прописать в новом документе общие положения по направлению на лечение в учреждения железнодорожного здравоохранения, не затрагивая особенностей национального законодательства.
Также были пересмотрены документы, регулирующие обеспечение санаторно-курортного лечения и оздоровления работников железнодорожного транспорта стран СНГ. Ранее речь шла лишь о санаторно-курортных учреждениях российских железных дорог, в то время как на большинстве железных дорог СНГ имеются прекрасные санаторные зоны с уникальными природными факторами и климатическими условиями.
Безусловно, для поддержки готовности к чрезвычайным ситуациям департамент здравоохранения РЖД постоянно организует тактико-специальные учения по ликвидации последствий взрывов в вагоне пассажирского поезда, столкновений пассажирского и грузового составов с выбросом в атмосферу химически опасных веществ, при крушении пассажирского поезда в ночное время и зимой. В учениях регулярно принимают участие коллеги из стран СНГ.
Пожалуй, самым значимым результатом работы комиссии стало издание в 2012 году рекомендаций по единым подходам железнодорожных администраций государств – участников Содружества к охране здоровья работников железнодорожного транспорта.

– Почему этот документ настолько важен?
– В своей профессиональной деятельности работники железнодорожного транспорта подвергаются воздействию целого ряда вредных и даже опасных производственных факторов. В таких условиях приоритетными задачами железнодорожного здравоохранения являются унификация и стандартизация подходов железнодорожных администраций в странах СНГ к вопросам медицинского обеспечения безопасности движения поездов, сохранения кадрового потенциала и недопущения отклонений в состоянии здоровья работников, которые могли бы повлиять на их профессионально значимые функции, привести к людским и материальным потерям.
Прежде чем приступить к разработке единых подходов, был проведен глубокий сравнительный анализ нормативно-правовой базы государств – участников Содружества в области охраны здоровья работников железнодорожного транспорта и медицинского обеспечения безопасности движения поездов. Анализ выявил структурно-организационные различия систем охраны здоровья и финансовых механизмов их обеспечения, показал быстро меняющееся правовое поле государств. Было отмечено, что правовые взаимоотношения в сфере охраны здоровья населения регулируются не только законодательством об охране здоровья и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, но и нормативными актами в других сферах.
Кроме того, анализ показателей здоровья работников железнодорожного транспорта подтвердил сходство в структуре заболеваемости, причинах профессиональной непригодности и причинах отстранений от рейсов. Эта работа, а также учет специфики каждой из стран позволили избежать ситуации, которую описывал Станислав Ежи Лец: всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в самый разгар жары. Наши рекомендации по единым подходам к охране здоровья работников способствуют тому, чтобы гармонизировать политику железнодорожных администраций в этой области.

– Какие из наработок ОАО «РЖД» в области здравоохранения наиболее востребованы у соседей?
– Врачи из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии, Латвии принимают активное участие в работе международной школы по телемедицине на базе учреждений здравоохранения РЖД. За 10 лет прошли подготовку более 350 специалистов из стран СНГ. При участии российских специалистов и выпускников школы создан телемедицинский центр в Казахстане на базе железнодорожной больницы станции Атырау. Медики РЖД проводят регулярные дистанционные консилиумы с коллегами из Казахстана и Узбекистана. Важным направлением совместной деятельности в перспективе должно стать постепенное создание единого телемедицинского пространства.
Проявляют наши зарубежные коллеги интерес и к «поездам здоровья». Казахстан, например, в свое время по достоинству оценил передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) «Здоровье» Западно-Сибирской железной дороги, который в демонстрационных целях выезжал для обследования жителей этой страны. Пациенты были удивлены научно-техническим прогрессом – возможностью размещения современной поликлиники в поезде. При активном участии российских специалистов введены в эксплуатацию уже три казахстанских ПКДЦ. Этот проект пользуется в Казахстане огромным успехом, ведь государство с запуском медицинских поездов экономит миллионы – их не нужно тратить на строительство поликлиник на степных полустанках.
Также нашими коллегами начато внедрение автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО), позволяющей объективно оценивать функциональное и психофизиологическое состояние членов локомотивных бригад. АСПО уже успешно используется в Казахстане и Белоруссии.

– Отразились ли на работе комиссии экономический кризис и современная политическая обстановка?
– В целом нет. Заседания проходят ежегодно при кворуме участников. Сложности возникли только у украинских коллег. Их участие в работе комиссии возобновится, вероятно, не скоро.

– Есть ли понимание перспектив взаимодействия в рамках комиссии и по каким направлениям?
– Сегодня в составе комиссии работают большинство стран Содружества. ОАО «РЖД» предлагает расширить географию представительства отраслевых медиков. В частности, можно обсудить вопрос о возможном приглашении к участию в ее работе в качестве наблюдателей коллег из Монголии и Китая. Отношения между этими государствами и Россией динамично развиваются, что не может не находить отражения во взаимодействии в сфере транспортной медицины.
Кадры | Защита

Реплика
Врачи из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии, Латвии принимают активное участие в работе международной школы по телемедицине на базе учреждений здравоохранения РЖД

Автор: Елена Кудрявцева

ТЭГИ: КАДРЫ | ЗАЩИТА | ПЕРСОНА | 1520

Новости

18 ч
18 ч
1 д
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»