Подписка 1520 - PDF

Больше всех пострадает железная дорога

Четверг, 18.06.2015 в 00:00
Больше всех пострадает железная дорога
Исследование, проведенное консалтинговой компанией Ernst & Young Baltic по заказу Латвийской железной дороги, показало, что приостановка транзитных грузовых перевозок из России и Белоруссии через Латвию повлечет за собой серьезные проблемы для экономики государства.

Летом 2014 года руководство Латвийской железной дороги обратилось в Ernst & Young Baltic с просьбой оценить риски текущей международной ситуации и возможное влияние этих рисков на предприятие. Результаты исследования получены заказчиком в декабре, однако руководство компании Ernst & Young Baltic решило обнародовать их только в июне 2015-го на одном из пленарных заседаний конференции TransBaltica.

Транзитные грузоперевозки из России и Белоруссии составляют до 90% от общего объема перевозок ЛЖД. Результаты исследования Ernst & Young Baltic содержат три критических сценария развития событий. Первый сценарий описывает, что произойдет, если остановится грузовой поток нефтяных продуктов из России по железной дороге. Второй – что будет в случае полного прекращения российского транзита. В третьем рассмотрена ситуация полной остановки грузопотоков из России и Белоруссии.
«Когда начали появляться первые осложнения в отношениях между Россией и Латвией и Европой в целом, уже тогда стало ясно, что одним из видов санкций против самой Латвии могут стать ответные меры российской стороны, направленные на осложнение работы нашего транспортного сектора. Латвийская железная дорога попросила нас рассчитать, какой эффект такие контрсанкции могут произвести на саму нашу железную дорогу, на все предприятия отрасли и экономику страны в целом. Подчеркну, что с нашей стороны это сугубо математический расчет. Мы не обсуждаем, случится так или нет, но если с российской стороны грузопотоки будут снижены, то мы рассмотрели возможные варианты того, к чему это приведет. Во второй половине прошлого года стало понятно, что такие вопросы обязательно должны быть изучены», – прокомментировал результаты исследования партнер Ernst & Young Baltic Гунтарс Кролс. В компании надеются, что информация о результатах исследования поможет привлечь внимание высокопоставленных лиц и поможет им в принятии правильных решений.

Транспортные предприятия, включая ЛЖД, входят в число основных налогоплательщиков. Результаты исследования показали, что при третьем сценарии, который является наиболее пессимистичным, проблемы на дороге и связанных с ней предприятиях повлекут за собой падение общего оборота экономики на 1,5 млрд евро.

Кроме того, в случае падения грузопотока на железной дороге пострадают и другие предприятия, работающие в транспортной отрасли. Прежде всего это порты и их инвесторы. В худшем случае Латвия может потерять 18 тыс. рабочих мест в транспортной отрасли.
«Мы моделировали такую ситуацию, когда Россия включит свои ответные санкции. На данный момент их нет. Однако пример соседней Эстонии наглядно показывает, что такое не просто возможно, а уже было. На рубеже 2007–2008 годов Россия им полностью перекрыла грузопоток, что очень сильно ударило по эстонской экономике. Это при том, что транзит и железнодорожные перевозки не были для Эстонии столь значительными, как для Латвии. Да, можно сказать, что географическое месторасположение Латвии дает нам возможность хорошо развивать эту отрасль, но в то же время это делает нас заложниками ситуации. Пусть это будут грузы из Китая или Казахстана, но в любом случае все они идут через Россию, все наши грузы – российского направления. Есть и другие факторы. Во-первых, восточный сосед активно развивает свои порты, а во-вторых, из-за колебаний рубля услуги нашей железной дороги и портов стали для россиян дороже. Теперь придется учитывать и это», – добавил Гунтарс Кролс.

Пресс-секретарь Латвийской железной дороги Марис Озолс сообщил «Гудку», что результаты исследования не секретны, предприятие частично предоставляло их для публикации в СМИ.
«Мы не против того, что результаты будут обнародованы, поскольку транзитная отрасль тесно связана с нами и влияет на всю экономику страны. У компании Ernst & Young Baltic есть наше разрешение на это. Мы заказали данное исследование, потому что хотели привлечь внимание государства и показать, что от транзитной отрасли много чего зависит. Чтобы представители связанных с нами отраслей об этом тоже не забывали. Это важно еще и потому, что в отрасли задействованы порядка 70 тыс. работников, из которых 12,5 работают на железной дороге. Сейчас у нас есть небольшой спад, но это чуть больше 2% по отношению к прошлому году, который был очень хорошим для нас. Пока можно сказать, что в транзитной отрасли, в частности в сфере железнодорожных перевозок, все очень даже неплохо. Для того чтобы сохранить грузопотоки на этом уровне и избежать тех сценариев, о которых говорится в исследовании, мы делаем все, что зависит от нас, – тщательно работаем с нашими клиентами и грузоотправителями».

Напомним, что о негативных последствиях в транзитной отрасли, которые могут наступить из-за обострений отношений с Россией, в Латвии говорят уже не первый раз. Как ранее сообщал «Гудок», в марте этого года министерство сообщения опубликовало доклад, основной темой которого стало негативное влияние санкций, введенных против России, на транспортную отрасль страны. В транспортном ведомстве считают, что сокращение российских грузопотоков из-за ответных санкций, которые может ввести российская сторона, приведет к печальным последствиям в отрасли и негативно отразится на экономике Латвии в целом.
Исследование | Транзит

Цифра номера
1,5
млрд евро могут составить убытки дороги и связанных с ней предприятий при самом пессимистическом сценарии сокращения транзитных перевозок по территории Латвии. Кроме ЛЖД, пострадают прежде всего порты и их инвесторы, считают в консалтинговой компании. В худшем случае Латвия может потерять 18 тыс. рабочих мест в транспортной отрасли.

Автор: Мария Ситкина

ТЭГИ: ИССЛЕДОВАНИЕ | ТРАНЗИТ | ЛАТВИЯ | ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Новости

5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости