Подписка 1520 - PDF

Риски выше обязательств

Четверг, 04.06.2015 в 00:00
Риски выше обязательств
Недофинансирование проекта модернизации БАМа и Транссиба создает значительные сложности для ОАО «РЖД» и строителей. Появляется вероятность того, что важнейший проект не будет реализован в заявленные сроки, что негативно повлияет на наш товарооборот со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Согласно плану финансирования проекта ОАО «РЖД» должно было получить первые 50 млрд руб. из Фонда национального благосостояния еще в прошлом году, однако реально деньги в компанию пришли лишь в середине марта. К тому же из-за бюрократических ограничений пока компания не может их использовать.
«В первом квартале этого года произошло серьезное удорожание стройматериалов, хотя ОАО «РЖД» и обращалось к своим поставщикам не поднимать цены, – заявил на «круглом столе» по проблемам модернизации БАМа и Транссиба в Торгово-промышленной палате руководитель Дирекции развития железных дорог Восточного полигона ОАО «РЖД» Георгий Рыбкин. – Даже по данным Росстата, выделенные средства подешевели на 6–7%, а нам поставлена вполне определенная задача с определенным финансированием. К сожалению, еще до сих пор бытует представление, что реализация этого проекта нужна только РЖД».

Согласно детальному плану на финансирование проекта уже в этом году нужно выделить 21,48 млрд руб. средств федерального бюджета. Но их до сих пор нет. Не решен вопрос и о финансировании работ на Восточном БАМе. В этом году за счет выпуска инфраструктурных облигаций туда нужно направить 7,5 млрд руб. Между тем Минэкономразвития прогнозирует годовую инфляцию порядка 16%, и если деньги появятся к концу года, то возникнут новые сложности.

Фактическое удорожание уже приводит к тому, что необходимо пересматривать стоимость отдельных объектов, указывают в ОАО «РЖД». Если такая тенденция будет продолжаться, то уже возникнет необходимость принятия непростых, компромиссных технических решений, чтобы сохранить параметры пропускной способности. Уже сейчас компания вынуждена переносить на будущее работы над теми объектами, по которым возникло непредвиденное удорожание.
«Сейчас идут структурная перестройка глобальных товаропотоков и соответствующее развитие инфраструктуры под них, – замечает председатель комитета ТПП по логистике Олег Дунаев. – И если мы не сможем в срок модернизировать Восточный полигон, то эти объемы могут уйти на альтернативные маршруты Шелкового пути, который развивает Китай, и конкурентоспособность наших предприятий на мировом рынке серьезно пострадает. Мы знаем обеспокоенность бизнеса, который реализует крупные проекты в Южной Якутии. Задержки принесут нам гораздо большие потери, чем выделение уже предусмотренных средств».

Ситуация действительно сложилась парадоксальная, говорит заместитель председателя Совета потребителей услуг ОАО «РЖД» Кирилл Янков. С одной стороны, государство заявляет о чрезвычайной важности этого проекта, с другой – Минфин и Минэкономразвития не могут договориться о выделении уже утвержденного финансирования.
«Здесь нужно учитывать не только риски грузовой базы, но и те, которые возникнут, если проекты не реализуются, – полагает эксперт. – Сейчас на китайские средства будет строиться железная дорога Кызыл – Курагино, и если иностранные инвесторы не смогут вовремя вывозить продукцию, то возникнет вероятность, что они предъявят иски уже в рублевом выражении. Не получится ли так, что если Россия не выполнит свое обещание, то недополучение средств и совокупные риски окажутся больше, чем удастся сэкономить на недофинансировании?»

Генеральный директор Института естественных монополий Юрий Саакян подчеркнул, что в среднесрочной перспективе 12 проектов в зоне БАМа и Транссиба, которые уже находятся в высокой степени готовности и сдерживаются лишь отсутствием провозных мощностей, дадут в бюджеты различных уровней 614 млрд руб. Да и реализация самого проекта имеет большое мультипликативное значение для экономики. Мультипликатор железнодорожного строительства составляет 1,46, а в обычном гражданском строительстве он всего лишь 1,2.
«Ритмичное финансирование у нас прямо увязано с расстановкой трудовых ресурсов, а любое промедление и простой в транспортном строительстве – это огромные потери, – подчеркивает заместитель генерального директора ОАО «Бамстроймеханизация» Анатолий Золотарев. – Нам необходимо осваивать свыше 60 млрд руб. в год инвестиций, а для завершения проекта осталось всего два с половиной года. Никто с нас задачи уложиться в намеченные сроки не снимает».

Характерно, что решения о задержке или сокращении финансирования принимают чиновники административными методами, а последствия ощущают на себе частные компании, которые связаны условиями контрактов, которые менять нельзя. При этом и вопрос о дополнительном финансировании в случае удорожания строительства ставить бессмысленно. Но в данном случае строители просят даже не об увеличении, а лишь о соблюдении сроков и уже утвержденных объемах.

По результатам «круглого стола» комитет ТПП по логистике отправил в правительство резолюцию, в которой заметил, что задержки в предоставлении государственной поддержки в данном случае ведут к необходимости пересмотра сроков строительства и создают риски неисполнения решения самого правительства.
Инвестиции | Власть

Цифра номера
614
млрд руб. дадут в бюджеты различных уровней в среднесрочной перспективе 12 проектов в зоне БАМа и Транссиба, которые уже находятся в высокой степени готовности и сдерживаются лишь отсутствием провозных мощностей. Реализация самого проекта имеет большое мультипликативное значение для экономики. Мультипликатор железнодорожного строительства составляет 1,46, а в гражданском строительстве он всего лишь 1,2

Автор: Сергей Плетнев

ТЭГИ: ИНВЕСТИЦИИ | ВЛАСТЬ | ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости