Подписка 1520 - PDF

Степной путь

Пятница, 22.05.2015 в 00:00
Степной путь
Во время проведения в Уфе седьмого Совещания министров транспорта государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) министры транспорта России, Монголии и Китая решили вопрос о взаимодействии при развитии транзитного коридора из Центрального Китая через Монголию и Россию в Европу. Вопрос будет курироваться на уровне заместителей министра.

Основное развитие транспортной сети в регионе ШОС будет происходить в рамках представленной Китаем стратегии «Нового Шелкового пути».
«Реализуемые в рамках Организации глобальные, континентальные проекты будут способствовать стыковке стратегий развития стран вдоль Шелкового пути, раскрытию внутрирегионального, внутристранового потенциала рынка и создавать спрос, занятость, потребление – все то, что ведет к усилению роли транспорта как сферы услуг», – заявил министр транспорта России Максим Соколов, открывая совещание.

Со своей стороны, как пояснил министр дорог и транспорта Монголии Намхай Тумурхуу, страна разработала свой проект «Степной путь», который должен быть состыкован с российскими и китайскими программами развития инфраструктуры. С его помощью страна надеется поднять свою экономику.

Министры транспорта договорились о проведении трехсторонних встреч на уровне заместителей министра транспорта. Как говорится в протоколе, подписанном по итогам встречи, «стороны приложат совместные усилия для увеличения объемов транзитных перевозок по существующему железнодорожному коридору и по его модернизации. Будут предприняты действия по сбалансированному развитию и увеличению пропускных и провозных способностей участков железных дорог в направлении Улан-Удэ – Наушки – Сухэ­Батор – Замын-Ууд – Эрлянь – Цзинин».

Сейчас лишь порядка 0,7% от всего китайского транзита по российской территории идет через Монголию. Недостаточная пропускная способность железнодорожной сети препятствует расширению перевозок.

То, что Монголия включена в китайский проект Великого Шелкового пути, является очень хорошим фактором, указывает генеральный секретарь Координационного совещания по транссибирским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов.
«Это дает перспективу не только увеличения грузовой базы на Транссибе, но и диверсификации маршрутов перевозок, что очень удобно для наших китайских партнеров, – говорит Геннадий Бессонов. – Речь идет о том, что мы может более эффективно использовать этот маршрут через Монголию для повышения конкурентоспособности тех центров развития в Китае, которые находятся далеко от моря. Им это очень интересно».

В сентябре прошлого года в Улан-Баторе состоялось подписание соглашения между ОАО «РЖД» и министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию Улан-Баторской железной дороги (УБЖД). Финансирование работ должно осуществляться за счет собственных и заемных средств УБЖД, и теперь стало реальным получить необходимые деньги в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций.

Народное правительство автономного района Внутренняя Монголия недавно опубликовало документ, посвященный развитию этой территории, основой которого является как раз расширение транзита китайских товаров в Европу через Монголию и Россию. Чтобы способствовать развитию, правительство автономной области утвердило инвестиции в развитие инфраструктуры контрольно-пропускных пунктов ежегодно в размере 1,5 млрд юаней в течение пяти лет начиная с этого года.

С начала мая китайская сторона начала в провинции Внутренняя Монголия и на прилегающих к ней территориях реформу таможенных органов, которая приведет к их интеграции и созданию единых условий на всем маршруте Великого Шелкового пути. Это значительно облегчит импорт и экспорт для китайских предприятий. По мере проведения реформы предприятия, расположенные на северо-востоке Китая, смогут вне зависимости от места регистрации выбирать любой КПП для оформления таможенных деклараций с помощью электронной системы. Будет упрощена и сама система подачи деклараций.

Как говорит заместитель начальника отдела продаж и клиентского сервиса с участием стран АТР по сухопутным погранпереходам ПАО «ТрансКонтейнер» Роман Смыковский, с точки зрения расстояния перевозки маршрут через Монголию получается короче, чем через Забайкальск или дальневосточные порты. Дзинин находится близко к границе Китай – Монголия, поэтому маршрут через Монголию кажется на первый взгляд оправданным. Правда, это если не учитывать уровень развития инфраструктуры и сервиса на погранпереходе Замын-Ууд – Эрлянь хотя бы по сравнению с Забайкальском.
«Чтобы увеличить грузопоток в Дзинин, нужно решить вопрос возврата порожних контейнеров из Дзинина и порожних вагонов из Замын-Ууда, – говорит Роман Смыковский. – То есть нужна обратная загрузка, что позволит задействовать вагоны и контейнеры. Либо нужно решить вопрос передислокации порожних контейнеров в места загрузки в Китае. В принципе, до мест массовой погрузки недалеко, например это Тянзинь. В этом случае получится сэкономить на подсыле порожних контейнеров в Тянзинь».

Как пояснили в ОАО «РЖД», по монгольскому участку Сухэ-Батор – Сайншанд – Замын-Ууд протяженностью 1100 километров, который будет являться основой «Степного пути», предстоит принять решение о реконструкции в зависимости от того грузопотока, который могут на него направить китайские партнеры. Сейчас это однопутная дорога с тепловозной тягой, и ее пропускная способность невелика. Определение грузовой базы позволит решить вопрос о строительстве сплошного второго пути или электрификации.

При рассмотрении возможностей транзита в Европу на трехсторонней встрече министров транспорта речь шла именно о транспортном коридоре в широком смысле. Помимо железнодорожного маршрута, три руководителя договорились c помощью Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН ускорить работу по подготовке проекта межправительственного соглашения по развитию международного автомобильного сообщения между Россией, Монголией и Китаем.
Маршрут | Власть

Реплика
В досье

Проект «Степной путь» состоит из пяти частей, включающих высокоскоростные автодороги протяженностью 997 км, соединяющие Китай и Россию, 1100-километровую электрифицированную железную дорогу, расширение сети железных дорог в Монголии в целом, строительство газо- и нефтепроводов. Общий объем инвестиций оценивается примерно в $50 млрд. Монголия является страной – учредителем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, на который и рассчитывает в плане предоставления инвестиций.

Автор: Сергей Плетнев

ТЭГИ: МАРШРУТ | ВЛАСТЬ | ТРАНЗИТ | МОНГОЛИЯ | КИТАЙ

Новости

11 ч
11 ч
12 ч
12 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости