Подписка 1520 - PDF

Убытки поручили аудиторам

Понедельник, 04.05.2015 в 00:00
Убытки поручили аудиторам
Латвийский государственный контроль (LRVK) завершил аудит эффективности в Министерстве транспорта и в его подведомственных АО «Пассажирский вагон» (PV) и «Автотранспортная дирекция» (ATD). По заключению ведомства, не все управленческие решения в транспортном комплексе оказались эффективными.

Аудит проводился, чтобы удостовериться, что дотации на железнодорожные пассажирские перевозки за период с 1 января 2012 по 30 июня 2014 года назначались и распределялись правильно и что PV в указанный период работала эффективно и согласно предписаниям правительства. Финансирование железнодорожной отрасли стало для Латвии в последние годы серьезным вопросом. Работа единственного в стране пассажирского оператора PV давно уже вызывала нарекания у властей. Общее число госдотаций, в том числе на «нулевые» (бесплатные) билеты, со временем увеличивалось, а доходы от перевозок не росли. Поэтому Госконтролю и поручили провести экспертизу.

По словам специалиста по коммуникациям ATD Эгонса Алерса, его компания участвовала в аудите в качестве представителя государства как заказчика перевозок. «Одна из функций нашей компании – распределение дотаций, компенсаций для общественного транспорта. Мы занимаемся также надзором над качеством перевозок и использованием государственных денег по назначению. Наши отчеты на эту тему были использованы LRVK в ходе экспертизы», – сообщил господин Алерс.

Процедура аудита состояла из трех этапов – планирования, сбора данных и завершающего. Во время второго и третьего этапов Госконтроль проводил для обсуждения всех касающихся аудита вопросов собрания, на которых присутствовали разноранговые представители проверяемых организаций. Конечным результатом аудита стали согласованные с его участниками рекомендации по улучшению эффективности PV.
«У Pasazieru vilciens имеются серьезные проблемы как во внутреннем контроле и финансовом управлении, так и в управлении капиталом. В ходе ревизии Госконтролю не удалось убедиться в том, что государственные дотации (€41,6 млн) потрачены самым эффективным образом. Ревизоры убедились в том, что во многих случаях деньги можно было потратить более рационально и целесообразно. Это было бы возможно, если бы Министерство транспорта, которое является держателем 100% долей капитала компании Pasazieru vilciens и определяет политику в данной отрасли, действовало бы как опытный и заинтересованный контролер», – прокомментировала результаты аудита пресс-служба LRVK.

Специалист по коммуникациям LRVK Илва Лиепиня-Милзарая (Ilva Liepina–Milzaraja) сообщила, что PV завершила 2013 год с убытками в €4,2 млн и оперативные данные за половину 2014 не свидетельствуют об улучшении. По ее словам, в 2015 году тоже ожидаются убытки, и это не говорит о положительных тенденциях. Между тем положение Коммерческого закона требует от предприятия особо решительных действий, когда убытки превышают половину уставного капитала. «Ревизия показывает, что компания годами работала без стратегического видения своего места и роли в экономике страны, без видения своего развития и достижений», – резюмировала госпожа Лиепиня-Милзарая.

Госконтроль сообщил и о конкретных нарушениях, выявленных в ходе проверки. Предыдущий совет директоров PV был назначен без конкурса, причем минимальное необходимое число членов не было набрано. При этом член совета директоров компании ATD являлся одновременно консультантом совета директоров PV. Кроме того, неэффективной признана действовавшая система вознаграждения топ-менеджеров PV, в том числе чрезмерные компенсации за сверхурочную работу. Также компания использовала аутсорсинг для сервисов, которые обязана предоставлять самостоятельно.

Еще задолго до окончания аудита, в июле 2014 года, Минтранс выпустил постановление о смене правления PV. Илва Лиепиня-Милзарая сообщила, что с того момента и до конца аудита Госконтроль заметил ряд положительных сдвигов в PV, однако многое еще предстоит изменить не только в самой компании, но и в Минтрансе. Ни одна из рекомендаций LRVK еще не внедрена окончательно.

В PV комментировать ситуацию отказались, а Министерство транспорта отреагировало на критику весьма спокойно.
«Мы высоко оцениваем рекомендации и предложения Госконтроля, которые в значительной степени подтверждают правильность курса реформ, начатых по инициативе нового правления PV, – подчеркнул глава департамента коммуникаций Айвис Фрейденфельдс (Aivis Freidenfelds). – Новое руководство PV предприняло ряд важных реформ, направленных на улучшение финансового положения, и начало работать над планом развития компании.

Многие актуальные вопросы, на которые указывается в отчете Госконтроля, уже сегодня разрешены. Прекращены необоснованные расходы, а также в корне устранены будущие риски. Приостановлены тендеры на закупку поездов, которые PV, учитывая ее финансовое положение, не смогла бы осуществить. Компания продолжает активную работу по улучшению финансовой ситуации, контроля затрат, тщательно работает над моделью будущего развития и стратегии».

К системным проблемам внутри PV добавляются и иные, в частности затягивается модернизация дизельных поездов, порученная объединению DMU vilcieni (в него входят Рижский вагоностроительный завод, Даугавпилсский завод по ремонту локомотивов и VRC Zasulauks). Руководитель PV Андрис Лубанс пояснил, что к данному моменту на модернизацию передано шесть дизельных поездов. Первый модернизированный состав подрядчики должны были передать заказчику еще в феврале 2015 года, однако этого не произошло. Подрядчики нарушают сроки, которые PV имела в виду при планировании перевозок и использовании финансирования ЕС. Господин Лубанс утверждает, что для нормализации ситуации приняты чрезвычайные меры, благодаря чему PV может, несмотря на убытки по вине DMU vilcieni, обеспечивать неизменное расписание движения поездов.

Затягивание проекта ставит под угрозу получение средств ЕС в полном объеме. По утверждениям Андриса Лубанса, сделано все, чтобы условия договора выполнялись, в том числе выплачен аванс исполнителям, введен дополнительный надзор. Сумма начисленных исполнителю штрафов составляет несколько сотен тысяч евро. Договор о модернизации 19 дизельных вагонов заключило в январе 2014 года прежнее правление PV. Общая стоимость работ оценивается в €21,98 млн, из которых около 13 – инвестиции ЕС.
Управление | Контроль

Автор: Владимир Шапиев

Новости

1 ч
11 ч
11 ч
11 ч
12 ч
12 ч
17 ч
18 ч
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54