Подписка 1520 - PDF

Теряем альтернативу
Железнодорожники ОСЖД просят правительства пересмотреть вопрос о пассажирском международном сообщении
Документ | Приоритет

Проект обращения о необходимости сохранения международных пассажирских железнодорожных перевозок одобрен на XXX Заседании генеральных директоров ОСЖД в Праге. С ним к руководству государств должна обратиться сессия Совещания министров ОСЖД, которая пройдет в Улан-Баторе 5 июня этого года.

Как говорится в тексте обращения, в последние годы наблюдается тенденция падения объема перевозок пассажиров в международном сообщении и сокращения маршрутов пассажирских поездов и прицепных вагонов. Анализ положения дел с курсированием международных пассажирских поездов показывает, что после ликвидации перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в ряде стран произошло резкое повышение стоимости проезда в международном сообщении. Это значительно снизило населенность поездов и, как следствие, их рентабельность. Принимаемые пассажирскими компаниями меры, направленные на повышение сервиса, сокращение времени следования, приобретение нового подвижного состава, не дают ощутимых результатов, что в конечном итоге заставляет закрывать нерентабельные маршруты.

Страны должны принять во внимание необходимость сохранения всепогодного пассажирского сообщения, образующего высокую степень доступности между столицами и городами стран Европы и Азии, как альтернативу в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, парализующих другие виды транспорта, полагают железнодорожники. Также необходимо учитывать то обстоятельство, что до 20% населения планеты страдает аэрофобией. Переключение пассажирских перевозок с авиационного на железнодорожный транспорт позволяет улучшить экологическую ситуацию, особенно в районах крупных городов.

В ряде стран Европы и Азии, отмечается в обращении, существует передовая практика поддержки развития железнодорожных пассажирских перевозок путем создания скоростного и высокоскоростного движения, дотирования курсирования нерентабельных пассажирских поездов.
«Это инициатива пассажирского комитета ОСЖД, в рамках которого проходят согласования расписаний пассажирских поездов, – объяснил заместитель начальника департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Юрий Худяков. – Комитет очень обеспокоен сокращением международного пассажирского движения и обращает внимание правительств на эту проблему. Возражений генеральных директоров ОСЖД эта инициатива не вызвала».

Как указывается в протоколе заседания в Праге, из-за значительного снижения пассажиропотока и отрицательного финансового результата с 14 декабря 2014 года отменены поезда формирования ОАО «ФПК» Москва – Будапешт, Москва – София и беспересадочные вагоны, курсирующие в их составе до Братиславы и Белграда, поезда Саратов – Варна с беспересадочными вагонами Саратов – София, Саратов – Унгены, Ростов – Варна в связи с закрытием пункта пропуска на станции Красная Могила Донецкой железной дороги. Кроме того, усложняет ситуацию и выход «Укрзализцыни» из Договора о правилах пользования вагонами в международном сообщении, что предусматривает перестановку вагонов на основании двусторонних договоров с обязательной 100-процентной оплатой за перестановку. Также румынский перевозчик ЧФР уведомил о переходе на коммерческие условия проследования международных пассажирских поездов по территории Румынии, что значительно удорожает стоимость проезда для пассажиров и ставит вопрос о целесообразности курсирования поездов до Варны и Софии.

Юрий Худяков полагает, что если Россия хочет сохранить свои поезда, которые идут из Москвы до Берлина или Парижа, то необходимо предусмотреть какую-то поддержку со стороны государства. Точно так же ФПК не должна платить за те иностранные вагоны, которые курсируют по нашей территории.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков также замечает, что за последние годы количество международных пассажирских поездов значительно сократилось, потому что они не выдерживают конкуренции с авиацией. Тем не менее сохраняются поезда на таких очень длинных маршрутах, как Москва – Улан-Батор и Москва – Пекин. «Действительно, необходимо поддерживать ряд маршрутов, однако нужно обратить внимание в первую очередь на интересы бизнес-пассажиров, – полагает Кирилл Янков. – Существует такой поезд, как «Аллегро», и, к сожалению, никто не повторил больше эту модель перевозок, в то время как потребность в ней есть. Существует ряд маршрутов между городами на 300–500 км, где скоростной железнодорожный транспорт выигрывает у авиации. К примеру, очень плохая связь между Санкт-Петербургом и Таллином, Калининградом и Варшавой. Поэтому, сохранив за счет дотаций некоторые традиционные маршруты, нужно развивать новые».

Железнодорожные администрации государств – членов ОСЖД передадут проекты обращений в свои национальные министерства транспорта, которые согласуют их перед сессией в Улан-Баторе.

04.05.2015
Автор: Сергей Плетнёв

Новости