Подписка 1520 - PDF

Тень запрета

Понедельник, 23.03.2015 в 00:00
Тень запрета
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам развития транспортного машиностроения поручил нескольким министерствам и ведомствам в короткий срок подготовить перечень мер поддержки отрасли. Причем самой сложной задачей Минфина, Минпромторга и Минтранса будет поиск компромисса между интересами производителей вагонов, операторов и грузовладельцев.

Все стороны к совещанию, которое премьер собрал на Тихвинском вагоностроительном заводе, готовились заранее. В проекте протокольного решения к встрече (есть в распоряжении «Гудка») оказалось восемь пунктов. Все так или иначе предлагали рецепты помощи производителям. От стимулирования производства и спроса на инновационные вагоны до субсидий на кредитные ресурсы. Два пункта напрямую затрагивали интересы операторов: инициатива запрета на продление назначенного изготовителем срока службы грузовых вагонов и тарифное регулирование порожнего пробега в зависимости от срока эксплуатации.

Дмитрий Медведев во вступительном слове был лаконичен. Отметил, что соблюсти баланс интересов непросто. Профицит вагонов при общей сложной экономической ситуации в стране не стимулирует спрос на новые вагоны. Низкие суточные ставки тоже. К тому же почти четвертая часть вагонов на сети устарела. И все вместе сказывается на выполнении кредитных обязательств как операторов, так и заводов-производителей. Более подробно он попросил осветить ситуацию министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

«Мы уже готовим программу развития транспортного машиностроения до 2030 года, – начал глава ведомства. – Действуют меры стимулирования приобретения инновационного подвижного состава».

Между тем ситуация на рынке перево­зок такова, что суточные ставки на вагон не позволяют владельцам думать о новых покупках. Не всегда хватает средств на ремонт «молодых» вагонов. Министр напомнил, что многие операторы брали кредиты на покупку парка. Общая сумма их обязательств перед банками и лизинговыми компаниями оценивается в 800 млрд руб. А низкие суточные ставки на вагон не позволяют операторам сокращать долги.

По оценке Минпромторга, сокращение парка с истекшим сроком службы может оказаться «лекарством», поскольку вырастет суточная ставка. Ее средний уровень в 830 руб. в сутки назван положительным порогом для выполнения кредитных обязательств операторами и стимулом для новых покупок.

Для сокращения старого парка Денис Мантуров предложил повысить для него тарифы на порожний пробег, ужесточить меры по контролю за сертификацией вагонов. Как в России, так и в рамках Таможенного союза.

Кстати, для изменения технического регламента ТС «О безопасности железнодорожного подвижного состава» потребуется согласие белорусской и казахской сторон. Как и многие российские операторы, соседи при утверждении регламента в 2013 году были против ограничений срока продления службы вагона.

Производители техники пытаются доказать владельцам вагонов-«старичков» (см. справку Минпромторга), что вывод их из эксплуатации – благо. Как отметил накануне совещания премьера представитель Объединенной вагонной компании (владелец ТВСЗ), сокращение – прямой путь к росту суточной ставки на вагон. Кроме того, модернизация дорога сама по себе, а инновационный вагон ежесуточно сокращает оператору расходы на амортизацию.

Тех же позиций придерживаются представители «Уралвагонзавода» и Трансмашхолдинга. Они также просили премьера о мерах господдержки экспорта их продукции, субсидировании кредитных ставок для покупателей новой техники. После их выступлений совещание перешло в закрытый режим. И мнения РЖД и операторов журналистам услышать в диалоге не удалось.

Как рассказал «Гудку» накануне совещания статс-секретарь – вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков, у холдинга взвешенный подход к регулированию рынка перевозок и поддержке машиностроителей.

«Всем очевидно, что производители нуждаются в стимулах, – сказал он. – Часть интересных проектов нашего холдинга зависит напрямую от смежной отрасли. Конечно, нельзя ущемлять интересы одних за счет других. Но диалог идет, причем давно, и баланс интересов на рынке будет найден».

о информации источников на совещании, представитель крупной операторской компании все же призвал к осторожности при смене правил игры и запрете на рынке подержанных вагонов. Он попросил премьера найти не самые радикальные формы вывода из перевозочного процесса старого парка. Часть выступающих обратила внимание и на необходимость взвешенной оценки существующей системы сертификации парка, изменений требований к ремонтным предприятиям и депо. В итоге из восьми пунктов предварительного протокола в окончательную редакцию попадут далеко не все. 

Премьер для одних решений дал «несколько дней», для других потребовал дополнительных обсуждений. «Гудок» будет следить за развитием событий.

Как рассказал председатель Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» Сергей Мальцев, у грузовладельцев, операторов и производителей нет единого мнения по поводу возможного запрета на продление срока службы вагонов. Просчитать риски всех сторон оказалось непросто.

Между тем Минпромторг намерен уже в ближайшем будущем получить ряд полномочий для контроля за подвижным составом на сети. В материалах к совещанию премьера прямо говорится о намерении ведомства согласовывать директивы Минтранса РФ при голосовании на вагонной комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. А впоследствии ведомство Дениса Мантурова совместно с заинтересованными участниками рынка приступит к созданию национального депозитария технической документации на подвижной состав.

Власть|Регулирование

Автор: Сергей Черешнев

Новости

1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости