Подписка 1520 - PDF

Главный ресурс

Среда, 11.03.2015 в 00:00
Главный ресурс
В сложной экономической обстановке для ОАО «РЖД» важнейшей задачей является повышение эффективности, потому что все другие значимые ресурсы для поддержания финансовой стабильности во многом уже исчерпаны. О том, какие меры будет принимать компания для повышения производительности труда, «Гудку» рассказала руководитель департамента экономики ОАО «РЖД» Ирина Костенец.

– С какими показателями эффективности ОАО «РЖД» закончило 2014 год? Какие ключевые параметры удалось выполнить, какие – нет?
– В 2014 году компания работала в условиях макроэкономической нестабильности. По итогам 2014 года погружено выше запланированного на 0,6%, но ниже уровня 2013 года на 0,8%. При этом грузооборот с учетом пробега вагонов иных собственников в порожнем состоянии на инфраструктуре ОАО «РЖД» увеличился на 5% к уровню 2013 года в основном за счет роста средней дальности.

Кроме того, в 2014 году действовало принятое правительством решение о заморозке, другими словами, нулевой индексации, тарифов естественных монополий. При этом можно констатировать, что в целом поставленные задачи были выполнены, был сохранен кадровый потенциал, обеспечена социальная стабильность в коллективах, продолжено научно-техническое, инвестиционное и инновационное развитие холдинга.

Отмечу, что интегральным показателем эффективности работы ОАО «РЖД» можно считать динамику удельной себестоимости железнодорожных перевозок. Так, за последние годы темпы роста удельной себестоимости железнодорожных перевозок были значительно ниже темпов инфляции в целом по стране, а в 2014 году при среднегодовой инфляции в стране 7,8% себестоимость перевозок снижена к уровню 2013 года на 2,7%.

– Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что компания достигла предела сокращения расходов. Что эти слова означают на практике?
– Сложная финансовая обстановка минувших лет потребовала от ОАО «РЖД» принятия жестких мер по экономии всех видов затрат. В прошлом году оптимизация деятельности компании осуществлена по следующим направлениям:
– оптимизация численности персонала и перенос индексации заработной платы на более поздний период, применение режима неполного рабочего времени;
– проведение выверенной жесткой ценовой политики;
– рост внутренней эффективности и совершенствование технологии работы
(в частности, ужесточение удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов);
– снижение административных расходов;
– формирование отложенных расходов по капитальному ремонту основных фондов.

При видимой пользе отдельных мобилизационных мер у такого сдерживания расходов есть и обратная сторона: РЖД уже подошли к пределу резервов роста своей внутренней эффективности и вынуждены в административном порядке сокращать расходы.

Такая ситуация не может не отражаться на техническом состоянии основных средств: постепенно растет количество километров пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем. Но, к сожалению, финансовые возможности не позволяют в полном объеме влиять на данную ситуацию. 

Средства, предусмотренные в 2015 году на проведение работ по капитальному ремонту, составляют лишь треть от необходимого уровня.

Естественно, в этой ситуации ОАО «РЖД» приходится четко расставлять приоритеты направления расходов по конкретным адресным объектам. В первую очередь охватываются капитальным ремонтом обустройства железных дорог, обеспечивающие перевозочный процесс и его безусловную безопасность. По перечню основных фондов инфраструктуры, требующих капитального ремонта в приоритетном порядке, большую помощь оказывает методология Управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН).

– Как формировался бюджет компании в 2015 году и как вы оцениваете рост производительности труда?
– Финансовый план ОАО «РЖД» на 2015 год основан на прогнозе Минэкономразвития, опубликованном в сентябре 2014-го. Основные параметры деятельности изложены в утвержденном советом директоров финансовом плане, в соответствии с которым компания прогнозировала получение нулевого финансового результата.

Однако в последнем прогнозе Минэкономразвития, опубликованном в феврале этого года, основные параметры развития страны ухудшены. В частности, вместо первоначального роста на 1,2% предусмотрено снижение ВВП в 2015 году на 3,0%.

В этой связи нам придется адекватно реагировать на меняющиеся внешние условия, для чего уже сформированы необходимые предпосылки. Так, в соответствии с заданием, установленным правлением, в этом году запланировано обеспечить рост производительности труда на уровне 4%, тогда как по России, по прогнозам Мин­экономразвития, ожидается снижение данного показателя на 2,2%.

– Какие основные резервы в повышении эффективности работы ОАО «РЖД» вы видите? Ведет ли ваш департамент какие-то конкретные проекты в этой сфере?
– Хочу отметить проведенную в компании работу по подготовке среднесрочных стабилизационных программ филиалов и структурных подразделений на период до 2017 года, предусматривающую необходимую вариативность возможных действий.

Кроме того, по поручению руководства ОАО «РЖД» департамент экономики инициировал проект «Сбалансированность производственных и экономических параметров деятельности холдинга «РЖД». Решение о старте проекта утверждено распоряжением президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина от 17 июля 2014 года
№ 1679р.
Главными целями проекта являются обеспечение сбалансированности производственных программ и бюджетных параметров филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» и выявление резервов для повышения эффективности деятельности холдинга. Ключевыми задачами проекта являются:
– балансировка производственных программ филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» между собой в целях оптимальной загрузки производственных мощностей холдинга «РЖД»;
– своевременность принимаемых руководителями ДЗО и филиалов ОАО «РЖД» решений о распределении трудовых, материально-технических и иных ресурсов;
– сокращение потребности ДЗО в капитале, в том числе оборотном, его высвобождение и направление в том числе на эффективные инвестпроекты;
– снижение непроизводительных расходов и себестоимости продукции, работ, услуг, реализуемых внутри холдинга, и в результате сдерживание роста цен для ОАО «РЖД».

Инструментарий для решения перечисленных задач планируется автоматизировать на базе АСБУ холдинга.

Кроме того, внедряется проект по формированию филиалами ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями нормативно-целевых бюджетов.

Целью проекта является совершенствование управления факторами затрат по перевозочным видам деятельности. Этого можно добиться за счет максимального увязывания производственного процесса с обоснованными затратами через существующую нормативную базу.

Мы разделили этот вопрос на две части.

Во-первых, по наиболее существенным, в том числе и с точки зрения затрат, производственным процессам, охваченным нормативной базой, мы на отдельных пилотных подразделениях отрабатываем формирование нормативного расчета затрат как произведения объемов работ, норм расхода ресурсов и стоимости единицы ресурса.

Для того чтобы увязать нормативные расчеты с целевыми параметрами, департамент по всем основным филиалам компании осуществляет постатейную детализацию бюджетных параметров.

Так, если сам бюджет затрат по перевозочным видам деятельности содержит аналитику затрат только по видам эксплуатации и элементам затрат, то его детализированный вариант представляет декомпозицию этих параметров на прямые (по статьям) и косвенные затраты.

По каждой статье затрат в бюджете производства предусмотрен соответствующий объемный показатель, что обеспечивает возможность расчета удельных затрат и сопоставления себестоимости аналогичных работ между структурными подразделениями, регионами, периодами, и, что самое важное, такой подход позволяет управлять себестоимостью этих самых работ.

Что же касается сроков, то планирование по статьям внедряется уже сейчас в соответствии с утвержденным графиком на этот год. Повсеместное внедрение нормативно-целевого бюджетирования в его широком понимании – это, конечно, вопрос не одного года.

Если в пилотном подразделении что-то можно формировать вручную в электронных таблицах, например вручную обеспечивать ввод плана и факта по объемам, ценам, нормам расхода, то при сетевом внедрении это все должно быть автоматизировано. Каждый из перечисленных пунктов – это отдельная сложная задача. Но при желании, упорстве и системном подходе эти задачи решаются.

– Когда будет создана автоматизированная система, которая поможет управлять затратами, и в какой степени она поможет решить проблемы эффективности?
– В РЖД принят корпоративный стандарт финансово-экономической деятельности, в соответствии с которым производится агрегирование всех ключевых финансовых показателей и реализуются мероприятия по финансовому контролю. В соответствии с данными стандартами соблюдается единый формат отчетно-планового документа на всей вертикали управления.

Встроены и активно развиваются АСБУ (Автоматизированная система бюджетного управления) и АСФП (Автоматизированная система финансового планирования). Эти программы позволяют автоматически осуществлять сбор, консолидацию, пересчет всех зависимых показателей для планирования и формирования показателей планов совместно с причастными департаментами и подразделениями ОАО «РЖД», а также производят обработку учетных данных.

– Основная статья затрат в РЖД – это оплата персонала. Что будет происходить в этой сфере в этом году и в ближайшей перспективе? Как предполагается стимулировать руководителей и персонал к снижению издержек?
– ОАО «РЖД» является инфраструктурной компанией, и значительная доля работников, обеспечивающих перевозочный процесс (численность которых к настоящему времени достигла технологического минимума), не зависит от динамики объемов перевозок. Но у РЖД есть обязательства по надлежащему содержанию объектов инфраструктуры в целях безусловного обеспечения безопасности движения поездов.

Как уже говорилось, в компании будет продолжена работа по повышению эффективности, по росту производительности труда, так как именно этот показатель является индикатором эффективности вложенных трудозатрат и их оплаты при обеспечении перевозочного процесса.

В части оплаты труда уже сегодня можно отметить, что в компании с 1 марта 2015 года проиндексирована заработная плата работников на 3,7%, что в целом по году оценивается в 5,1%.

Особенно важно, что решение о необходимости проведения в 2015 году индексации заработной платы железнодорожников было одобрено президентом страны Владимиром Путиным и правительством.

Кроме того, в целях повышения заинтересованности в обеспечении эффективности использования трудовых ресурсов в состав ключевых показателей, учитываемых в системе премирования руководителей, включен показатель «Производительность труда в натуральном выражении» и ужесточена связь размеров премий с выполнением показателей деятельности компании и ее подразделений.

Также наряду с этой работой реализуются меры, направленные на сокращение управленческих расходов и повышение эффективности деятельности в условиях экономического спада. Согласно решению, принятому руководителями высшего звена управления РЖД, в 2015 году, во-первых, их заработная плата не будет индексироваться и, во-вторых, произойдет сокращение размеров премирования на 10%.

Персона

Комментарий |


Планирование по статьям внедряется уже сейчас. Повсеместное внедрение нормативно-целевого бюджетирования в его широком понимании – это, конечно, вопрос не одного года. Если в пилотном подразделении что-то можно формировать вручную в электронных таблицах, то при сетевом внедрении это все должно быть автоматизировано.


Автор: Сергей Плетнев

Новости

16 м
24 м
41 м
7 ч
8 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54