Подписка 1520 - PDF

По карьерным рельсам

Четверг, 26.02.2015 в 00:00
По карьерным рельсам
Кадровое обеспечение ОАО «РЖД» – это десятилетиями отлаженная система, которая базируется на тесном сотрудничестве с профильными учебными заведениями. Но, выпускаясь, будущие работники компании учиться не перестают. За «выращивание» эффективных специалистов разного уровня компания готова платить.

Ставка на целевиков
Общероссийским лидером в области подготовки и переподготовки специалистов и научных кадров для транспорта и транспортного строительства на сегодня является Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). Это научно-образовательный комплекс, в состав которого входят четыре академии, девять институтов, НИИ транспорта и транспортного строительства, 24 филиала в 22 субъектах страны, а также колледжи, техникумы и одна гимназия. На 1 января 2015 года общий контингент обучаемых в МИИТе составлял около 118 тыс. человек, в том числе по программам высшего образования – более 43 тыс. человек, по программам среднего профессионального образования – более 19 тыс. человек.

Первоочередная задача МИИТа – подготовка специалистов именно для железнодорожного транспорта. И ее решение достигается в тесном взаимодействии с заказчиками образовательных услуг, главный из которых – ОАО «РЖД». Речь идет о целевом приеме, по которому МИИТ готовит специалистов с высшим образованием для Московской, Приволжской, Юго-Восточной, Горьковской, Северной и Октябрьской (Московский регион) железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» согласно их кадровой потребности и заявкам. Ежегодно университет выпускает более 500 специалистов с высшим образованием, которые трудоустраиваются в филиалы ОАО «РЖД», направившие их на целевое обучение. В настоящее время на всех курсах МИИТа обучаются около 2 тыс. студентов-целевиков для компании.

Здесь готовят специалистов по пяти укрупненным специальностям, включающим в себя 18 специализаций, рассказывает проректор МИИТа по связям с производством Любовь Васина. Это «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «подвижной состав железных дорог (локомотивы, вагоны, электрический транспорт)», «системы обеспечения движения поездов (электроснабжение железных дорог, автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте)», «эксплуатация железных дорог», «наземные транспортно-технологические средства».

«Затраты на обучение одного студента на бюджетной основе по специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» за один полный курс составляют 102,818 тыс. руб.

В целом подготовка такого специалиста составляет 514,090 тыс. руб. По всем остальным специальностям – 77,836 тыс. руб. за один курс, в целом – 389,180 тыс. руб., – говорит Любовь Васина. – Бюджетная составляющая стоимости обучения студентов-целевиков такая же, но при этом им оказываются дополнительные образовательные услуги, за которые доплачивает их заказчик, то есть ОАО «РЖД». Стоимость этой целевой составляющей определяется самим заказчиком.

В среднем это порядка 28 тыс. руб. за один учебный год, а за весь период обучения – порядка 140 тыс. руб.».

Помимо ОАО «РЖД» на целевое обучение в МИИТе направляют такие крупные железнодорожные компании, как «ТрансКонтейнер», Федеральная грузовая компания, Федеральная пассажирская компания и НИИАС. Эти названия хорошо знакомы руководству Института управления и информационных технологий МИИТа (ИУИТ), где готовят по специальности «эксплуатация железных дорог». Специальность одна, но при этом в рамках целевого обучения в ИУИТе можно освоить несколько рабочих профессий, например: оператор поста цент­рализации, приёмосдатчик груза и багажа, составитель поездов, билетный кассир и проводник пассажирского вагона, отмечает первый заместитель директора ИУИТа Ольга Ефимова. В этом учебном году, по ее словам, из 265 бюджетных мест 250 заняли именно целевики. Общее количество студентов целевого направления, обучающихся в ИУИТе, составляет чуть больше тысячи человек.

Для повышения качества подготовки железнодорожных специалистов МИИТ совместно с ОАО «РЖД» принимают ряд мер, добавляет проректор МИИТа Любовь Васина. Одна из них – организованное привлечение выпускников школ к поступлению в университет. Для этого проводится профориентационная работа в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах и техникумах, раскрывающая историю развития и традиции высшего железнодорожного образования, трудоустройства и карьеры роста его выпускников. Проводятся встречи и лекции о железнодорожном транспорте, рассылаются буклеты с информацией об университете, проводятся конкурсы на лучшее сочинение о железной дороге. Кроме того, ежегодно организуются работы агитколлективов институтов университета с выездом на железнодорожные узлы и проведением мероприятий для выпускников школ, техникумов, колледжей. По мнению Любови Васиной, эту работу необходимо продолжать, «совершенствуя ее формы», со школьниками 7–8-х классов.

«Для более высокой подготовки выпускников школ к сдаче ЕГЭ довузовский факультет МИИТа организует курсы довузовской подготовки по различным формам: очной, заочной, дистанционной. Ежегодно на таких курсах обучается около 600 школьников. Финансирует их ОАО «РЖД», – добавляет она. – Перечисленные меры позволяют подготовить выпускников школ к успешной сдаче ЕГЭ по математике, физике и поступлению в МИИТ как потенциальных целевиков от филиалов ОАО «РЖД».

Еще одно мероприятие, направленное на качественную подготовку железнодорожных специалистов, – сетевая форма реализации образовательных программ для студентов МИИТа, которая сейчас действует в пилотном режиме на полигоне Московской и Северной железных дорог на основе двусторонних договоров. Для каждой специальности составлены сов-­местные программы обучения. По словам Любови Васиной, сетевая форма рассчитана на освоение студентами профессиональных квалификаций железных дорог с использованием кадровых, информационных, материально-технических и учебно-методических ресурсов структурных подразделений и учебных центров. Она несет не только научную и практическую ценность, но и позволяет раскрыть резервы по дальнейшему тесному взаимодействию работодателя и учебного заведения в подготовке высококвалифицированных специалистов для ОАО «РЖД», резюмирует проректор МИИТа.

Примечательно, что с учетом новых требований к развитию ОАО «РЖД», а также внедрения новых технологий, техники и подвижного состава образовательные программы в МИИТе ежегодно пересматриваются. Только за последние пять лет в университете пролицензированы 22 специальности высшего образования, в том числе «экономика труда» (специалитет), «организация и технология защиты информации» (специалитет), «логистика и управление цепями поставок» (специалитет), «земле­устройство и кадастры» (бакалавриат), «психология» (магистратура).

Прием не для среднего
В 2009 году МИИТ стал правопреемником 15 колледжей и техникумов железнодорожного транспорта, что позволило сохранить и развивать систему отраслевого среднего профессионального образования (СПО). Она является перспективной площадкой для развития новых ступеней практико-ориентированного образования, в том числе для реализации программ прикладного бакалавриата, удельный вес численности обучающихся по которым к 2018 году в стране в соответствии с постановлением правительства должен составлять 30% от общей численности студентов вузов.

Для реализации этой задачи в марте 2014 года в МИИТе создан Институт прикладных технологий, где имеет продолжение более чем 140-летняя история Московского колледжа железнодорожного транспорта (МКЖТ). Колледж представляет собой крупнейший в отрасли образовательный центр в сфере СПО и подготовки кадров массовых профессий. Сегодня в нем получают образование более 3 тыс. студентов по очной и заочной формам обучения по 13 специальностям. В том числе по всем железнодорожным, таким как «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог», «организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».

В связи с вступлением в силу в 2013 году нового закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на программы СПО радикально изменились. Прием на программы подготовки специалистов среднего звена выпускников 9-х классов стал осуществляться без вступительных экзаменов – по результатам среднего балла аттестата. А с 2014 года отменен «целевой прием», который давал право абитуриентам, направляе­мым на обучение предприятиями отрасли, участвовать в отдельном, приоритетном конкурсе.

Вместе с тем в законе появилось понятие «целевое обучение». Следуя соответствующей норме закона, отраслевые предприятия в течение первого месяца прош­лого учебного года отбирали потенциальных целевиков среди уже поступивших студентов: проводили с ними разъяснительную работу и заключали договоры.

А также устанавливали договорные отношения с МКЖТ, определяя содержание дополнительной образовательной программы по специальности, на которой обу­чается их студент-целевик. Как правило, основное требование заказчиков – наличие дополнительных образовательных модулей, в том числе профессиональная подготовка по одной или нескольким профессиям рабочих.

«На первый взгляд закон оперирует похожими понятиями – «целевой прием» и «целевое обучение». Но для железнодорожного транспорта они по существу разные, – отмечает проректор МИИТа – директор Института прикладных технологий Николай Разинкин. – Железнодорожный транспорт – стратегическая отрасль экономики, сложнейшая система межрегио­нального масштаба, включающая множество линейных предприя­тий, в частности отдаленные подразделения, станции, депо. Прежде существовавший целевой прием давал возможность абитуриентам из глубинки получить направление на учебу, а затем вернуться к месту проживания, гарантированно трудоустроиться и работать в отдаленных от населенных пунк­тов районах страны. Однако в 2014 году договоры на целевое обучение заключили в основном студенты, проживающие в городах и их областях, в которых расположены железнодорожные колледжи и техникумы. Молодежь сегодня прагматична, и надо быть большим романтиком, делая прогнозы, что по окончании обучения в колледже или техникуме выпускники поедут по распределению на отдаленные линейные предприятия».

Кроме того, результат приема 2014 года на обучение в отраслевые колледжи и техникумы показал, что среди поступивших на обучение на традиционно «мужс­кие» специальности, например «электроснабжение на железнодорожном транспорте», большой процент девушек, так как традиционно они имеют средний балл аттестата выше, чем юноши. В связи с этим возможность отбора целевиков из числа обучающихся ограничивает выбор представителями предприятий – заказчиков кадров по гендерному принципу, добавляет Николай Разинкин.

Несмотря на сложности, обусловленные новыми законодательными ограничениями, набор на целевое обучение из числа студентов МКЖТ проведен достойно: план 2014 года, установленный предприятиям и подразделениям ОАО «РЖД», успешно выполнен. Во многом это результат тесного взаи­модействия и многолетнего социального партнерства колледжа с предприятиями отрасли. Однако в силу объективных причин в некоторых железнодорожных колледжах и техникумах сложилась иная картина. По словам Николая Разинкина, студенты не желали заключать договоры на целевое обу­чение с предприятиями – заказчиками кадров в связи с обязательной перспективой по окончании учебы трудоустраиваться на отдаленные линейные предприятия. Решению данной проблемы, считает он, могли бы способствовать изменения в существующем законе «Об образовании в РФ» в части актуализации понятия «целевой прием» для уровня среднего профессионального образования.

Стоимость обучения одного студента по основным образовательным программам СПО техничес­кого профиля сегодня обходится государству в среднем в 70 тыс. руб. в год. Затраты предприятий – заказчиков кадров на дополнительную образовательную программу отраслевой направленности – на порядок меньше. Для различных организаций в зависимости от содержания такой программы и соответствующих заключенных договоров их стоимость варьируется от 10 до 20 тыс. руб. в год за одного студента-целевика.

За партой на работе
Схема целевого набора практикуется на железнодорожном транспорте уже более 30 лет, оставаясь базовым инструментом подготовки специалистов для ОАО «РЖД» по сей день, говорит заместитель начальника департамента – начальник отдела развития и обучения департамента управления персоналом компании Игорь Чирва. Но, как правило, обучение работников ОАО «РЖД» после их трудоустройства не заканчивается. Регулярно, практически в течение всей трудовой деятельности в компании они проходят повышение квалификации в различных учебных заведениях. Значимым элементом в этой системе является АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», миссия которого – создание эффективной системы дополнительного корпоративного бизнес-образования руководящего состава компании в соответствии с требованиями, предъявляемыми «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Слушателями корпоративного университета являются в том числе вице-президенты ОАО «РЖД», а также руководители департаментов, управлений, филиалов, структурных подразделений компании.

«Большое внимание в ОАО «РЖД» уделяется подготовке, переподготовке и обучению вторым профессиям, а также повышению квалификации рабочих кадров через учебные центры профессиональных квалификаций, которые находятся в ведении железных дорог – филиалов компании, – рассказывает Игорь Чирва. – В составе компании 15 таких учебных центров, в которые входят 65 территориальных подразделений. Ежегодный объём обучения – около 90 тыс. человек по всем ведущим железнодорожным профессиям, начиная от монтера путей и завершая машинистом высокоскоростных поездов. В этих учебных центрах представлена вся номенклатура рабочих профессий, которые нужны для успешной работы в ОАО «РЖД». Они выполняют заказ компании в объеме около 75% от общей потребности в работниках. Оставшиеся 25% готовятся в профессионально-технических лицеях, колледжах и в техникумах железнодорожного транспорта – на договорной основе по заказу компании».

Спрос сильнее кризиса
2014 год показал, что транспортно-логистическая отрасль испытывает серьезную потребность в квалифицированных кадрах, говорит партнер, директор департамента «Логистика» хедхантинговой компании Cornerstone Юрий Дорфман. 2015 год внесет свои коррективы в кадровые решения компаний. Однако кризисы 1998 и 2008 годов показали, что профессионалы всегда в цене.

«Логистическая сфера переживает бурные изменения: в сфере железнодорожных и морских перевозок очень нужны люди. Позиции в работе есть, их, конечно, не через край, но зато они «живые»: компании, которые сейчас обращаются в кадровые агентства, действительно ощущают потребность в кадрах, – утверждает эксперт. – Востребованы опытные директора и специалисты по транспортной логистике, операционные директора, юристы с опытом работы в транспортной логистике, аналитики в области железнодорожных перевозок. Рынку нужны профессионалы, способные взаимодействовать с клиентами и контрагентами, координировать перевозки, разрабатывать оптимальные схемы поставок и оптимизировать все логистические процессы».

В наступившем году Cornerstone ожидает запросы на executive search – подбор и поиск руководителей высшего звена. Компании, по словам Юрия Дорфмана, будут привлекать специалистов «с доказанной эффективностью, способных работать в сложных условиях, прекрасных переговорщиков, умеющих отстаивать интересы компании и делать прибыль на падающем рынке. Тех, кто может вести за собой команду в сложное время». Стандартная стоимость этой услуги – 25% от годового доналогового дохода кандидата, добавил он.

Кадры|Обучение

Реплика
Затраты на обучение одного студента на бюджетной основе по специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» за один полный курс составляют 102,818 тыс. руб.

Цифра номера
15
учебных центров в составе РЖД, в которые входят 65 террито­риальных подразделений.

Автор: Маргарита Меньшакова

ТЭГИ: РЖД | ПОИСК | ПОДГОТОВКА | СПЕЦИАЛИСТЫ

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости