Подписка 1520 - PDF

Защитник времени

Среда, 25.02.2015 в 00:00
Защитник времени
О том, как идет процесс внед­рения технологии электронного маршрута и чем это будет удобно для локомотивных бригад, «Гудку» рассказал начальник отдела АСУ инфраструктурой и подвижным составом департамента информатизации ОАО «РЖД» Владислав Кустарев.

– Что собой представляет технология?
– Работу над этой системой мы начали еще в 2009 году, и изначально предполагалось, что она будет запущена на «Сапсанах». Тогда же началась и разработка конструкции электронных киосков, их программного обеспечения. В первую очередь стояла задача, чтобы машинисту было как можно проще проходить все этапы оформления операций. В последних версиях программы, чтобы оформить документ, вообще стала использоваться одна кнопка. Далее программа сама предлагает нужные варианты. При разработке электронного маршрута машиниста были интегрированы информационные системы ОАО «РЖД» – управления локомотивным хозяйством (АСУТ), перевозками (АСОУП), предрейсового медицинского осмотра (АСПО), трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР). То есть электронный маршрут машиниста – это, по сути, объединение информации основных систем ОАО «РЖД» и создание взаимодействия между ними.

– Какие функции сейчас реализованы?
– Мы проработали и реализовали пока несколько. Это операция прохода через КПП, оформление явки, прохождение инструктажа и медосмотра локомотивной бригадой, оформление маршрута машиниста. С точки зрения прохода КПП перед нами стоит задача проконтролировать время нахождения работника в депо перед явкой на работу. Пока это жестко не оформлено, однако дежурный по депо имеет возможность видеть всех, кто находится на территории, даже если работника нет в наряде.

Не секрет, что у нас везде работают люди и они могут ошибаться. Поэтому вторая функция – регистрация явки работника в электронном киоске – это гарантия того, что он пришел на работу и начался отсчет времени, а значит, и зарплаты. Это защита, допустим, от действий того, кто неправильно вызвал бригаду, и она вынуждена сидеть и ждать. Не секрет, что именно это время пытаются всеми возможными способами подкорректировать. С одной стороны, это дисциплинирует нарядчиков, потому что, прежде чем вызвать на работу человека, его приходится внести в электронный журнал явок, а значит, убедиться, что он соответствует параметрам поездки и удовлетворяет всем логическим запретам. С другой – это заставляет ответственно относиться к работе и самих машинистов. Если ты опоздал, то потом уже с системой о корректировке договориться невозможно.

– Между тем сами машинисты утверждают, что система «съедает» немалое количество их фактического рабочего времени. Если, к примеру, сразу не прошел медосмотр, то приходится ждать, чтобы его повторить. Система определяет прибытие локомотива, но срок его сдачи фактически отличается от времени прибытия…
– Это вовсе не недостатки системы. Существует приказ Минтранса о порядке проведения медосмотров. Согласно ему при выявлении отклонений величин артериального давления или частоты пульса от установленных индивидуальных допустимых показателей повторное исследование можно провести через 15 минут. Если у человека нет проблем, то именно за это время показатели придут в норму. Естественно, приходится ждать, но это является гарантией того, что в рейс отправляется здоровый человек. Раньше на это не обращали внимание, но теперь в систему встроены внутренние логические контроли, и не только по медосмотру.

То же самое касается и разрыва времени между заходом локомотива и его сдачей. Здесь много вопросов к начальнику депо в плане организации работ. 

Есть ли смысл заставлять высокооплачиваемых машинистов убирать снег с локомотива, тратить на это дорогое время? Или, может быть, с этой операцией вполне справился бы другой человек, менее квалифицированный? Поэтому я не уверен, нужно ли добавлять время на такое обслуживание локомотива. Накладки пока случаются. Здесь много вопросов к начальнику депо в плане организации работ. Например, не было зафиксировано время сдачи локомотива. В этом случае, конечно, мы будем отсчитывать время от последней операции, которая зафиксирована, – заход в депо. Сейчас приоритетной формой является бумажный маршрут, и операторы при расчете времени все равно выберут то, что в нем зафиксировал машинист. Хотя и сейчас у машиниста есть возможность проставить в электронном виде текущее время при одном ограничении – оно не должно превышать час после последней операции. Планируется переход на полностью электронный маршрут, однако при этом и технология будет усовершенствована, поэтому ни о каком снижении зарплат из-за недоучета времени речи идти не может.

– Как будет действовать полностью безбумажная технология?
– Одним из условий перехода на приоритет электронного маршрута машиниста при расчете зарплаты является внедрение специального модуля, который называется «апелляция». Сейчас эта программа уже обкатывается на Северной дороге. Суть ее в том, что если электронный маршрут машиниста, по мнению машиниста, собран неправильно, то у него будет возможность с помощью специальной кнопки исправить прямо на киоске те параметры, которые он считает неверными. Сейчас машинист имеет возможность исправить лишь отдельные поля и вынужден подписывать показанный ему на экране маршрут. Хотя еще раз повторяю: в приоритетной бумажной версии он может написать то, что считает правильным. Если кто-то не сработал по инструкции, то это не должно быть причиной, влияющей на зарплату машиниста. К примеру, возможна ситуация, когда ему проставили в электронном маршруте не магистральный, а маневровый локомотив. Это может быть простой ошибкой, а может сделано специально, чтобы исправить недостатки в работе. При этом машинист поедет, естественно, на магистральном. Но в режиме апелляции он должен указать, что ему не предоставлен нужный локомотив.

И далее с этой ситуацией будет разбираться то хозяйство, которое «привязало» неправильный локомотив. Если не согласен с показателями топлива или электроэнергии, выведенными на экран, с апелляцией будет работать инструктор по теплотехнике. Если что-то не в порядке со временем – группа технического учета.

Параллельно мы проводим работу по использованию в технологии данных не только автоматизированных систем, но и бортовых локомотивных устройств, что позволит объективно зафиксировать большинство параметров поездки и облегчить машинисту процесс завершения работы.

В дальнейшем, когда к электронному маршруту машиниста подключится информация специализированной системы, установленной на локомотиве, машинисту, вполне возможно, вообще не придется приходить в депо после смены. Все оформление можно будет совершить прямо на борту локомотива с помощью многофункциональной электронной карты и после этого идти домой.

Технологии|Эксперимент

Комментарий |


Одним из условий перехода на приоритет электронного маршрута машиниста при расчете зарплаты является внедрение специального модуля, который называется «апелляция». Сейчас эта программа уже обкатывается на Северной дороге. У машиниста будет возможность с помощью многофункциональной электронной карты исправить прямо на киоске те параметры, которые он считает неверными.


Автор: Сергей Плетнев

Новости

1 ч
2 ч
3 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости