Подписка 1520 - PDF

Вынужденное решение

Понедельник, 09.02.2015 в 00:00
Вынужденное решение
Министерством инфраструктуры Украины подписан приказ о повышении тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Цены для всех групп грузов повысятся на 30%. Исключение составит лишь каменный уголь. На этот вид топлива рост цен составит 10%. Но в апреле дос­тигнет 18,2%.

В течение месяца Министерство инфраструктуры принимало предложения и замечания относительно новых тарифов. Как отмечали сами чиновники, «повышение тарифов поспособствует частичной стабилизации финансового положения украинских железных дорог, вызванного, в свою очередь, падением объема перевозок, повышением цен на продукцию для потребностей отрасли, увеличением долговой нагрузки из-за повышения курса валют и ряда других факторов». Заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян считает, что на данный момент тарифы на железнодорожный транспорт ниже экономически обос­нованного уровня.

Исполняющий обязанности генерального директора УЗ Максим Бланк говорит, что подобное решение неминуемо в условиях дефицита средств в структурах УЗ и согласовано с основными грузовладельцами. Однако в УЗ не исключают проявление недовольства со стороны малых фирм-грузовладельцев.

Директор Центра политического маркетинга Украины Василий Стоякин считает, что больше всего от повышения тарифов в первую очередь пострадают компании металлургической промышленности и агрокомплекс. И всему транспорту Украины необходима государственная поддержка во избежание повышения цен на конечную продукцию.

«У наших предприя­тий есть определенные проблемы, в первую очередь у металлургов. А это единственная отрасль, которая что-то «тянет». 

Металлурги возят большой ассортимент продукции, и в основном перевозки происходят по железной дороге. Но если у металлургов запас прочности достаточно большой, то у сельского хозяйства весьма низкая прибыльность. Представители агропромышленного комплекса очень сильно зависят от кредитов и изменения цен, поэтому любое повышение тарифов на транспорт – неприятный момент, который приведет к убыткам компаний. Учитывая тот факт, что на данный момент железная дорога Украины – дотационная сфера, то правительству в любом случае необходимо было подумать о последствиях таких решений. В отличие от России на Украине большая часть подвижного состава все-таки находится в государственной собственности, а не в частной. В данном случае логичнее было бы поддержать железную дорогу, а не повышать тарифы для грузоотправителей», – считает эксперт.

Директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич, напротив, заметил, что предприятия украинского агрокомплекса в данный период не испытают неудобств от повышения. А в случае металлургической промышленности лишь компании, которые вывозят продукцию на экспорт, в меньшей степени испытают сложности от повышения тарифов.

«Еще нет данных по итогам года, но уже известно, что убытки от пассажирских перевозок возросли до 8,5 млрд гривен, – сообщил он «Гудку», – очевидно, что ухудшающееся финансовое состояние компании толкает на подобного рода решения. Где-то процентов до 20 будут повышены тарифы на пассажирские перевозки, а это пока единственный доступный вид транспорта.

Металлурги возмущены в первую очередь тем фактом, что на фоне падения цен на продукцию им повышают тарифы. Единственное, что может спасти предприятия данной отрасли в такой ситуации, – экспорт за границу. Но не все предприя­тия способны вывозить продукцию на экспорт. На экспорт уголь из Украины не везут. Нельзя повышать дальше, поскольку это будет вкладываться в себестоимость отоп­ления, а повышать уже некуда. Также я считаю, что неминуемо резкое снижение грузопотока».

Директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик предполагает некритичное снижение грузопотока.

«Да, несомненно, на себестоимость подобные повышения повлияют: проходили многочисленные консультации с ассоциациями промышленников. Представители УЗ считают, что это обоснованное повышение тарифов и тянуть с этим делом было нельзя. Я согласен, поскольку зафиксировано общее снижение товаропотока через Украи­ну, транспортные коридоры находятся в сложной ситуации, сокращение на уровне 35–40%, и грузоперевозки по стране для УЗ перестают быть выгодными по ныне сущест­вующим ценам. Это та мера, на которую УЗ и представители Министерства инфраструктуры должны были пойти для получения денег на железные дороги. В данном случае я не вижу каких-либо противоречий, повышение тарифов обоснованно. Относительно предприятий металлургии и угольных компаний – у них и так у большинства огромные долги перед УЗ за перевозки, которые исчисляются годами. Коллапса не произойдет, ведущие предприя­тия продолжат перевозить по железным дорогам», – высказывает мнение Виталий Кулик.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко заметил, что расходы в результате увеличат конечную цену продукции. С экспертом согласен и председатель правления ассоциации «Поставщики Таможенного союза» Олег Ногинский. По его мнению, действия влас­тей нанесут большой вред предприятиям Украины в нынешней непростой ситуации. Но все же отчасти подчеркивает обоснованность тарифов:
– На сегодняшний день ситуацию с таким повышением можно рассматривать с двух ракурсов: с одной стороны, они обоснованны, поскольку УЗ необходимы средства. Но так как большинство перевозчиков работают на внутренний рынок, это неминуемо приведет к их убыткам. И в очередной раз позволит повысить цены на ряд продукции. К сожалению, действия властей приводят к тому, что ухудшается ситуация на Украине, уменьшается производство, поднимаются цены. Не исключаю, что подобные действия приведут к закрытию ряда предприятий и продукцию необходимо будет закупать за границей.

«В стране сохраняется ситуация, когда за счет грузоперевозок удается дотировать пассажирский транспорт, – говорит генеральный директор «Украинского кредитно-рейтингового агентства» Станислав Дубко. – Очевидно, железнодорожники считают, что промышленность – более платежеспособный сегмент и в состоянии переварить подобное повышение, в то время как повышение цен на перевозки пассажиров достаточно негативно повлияет. Ко всему прочему, компании с валютной выручкой с легкостью переживут подобное повышение».
Тариф|Причина

Автор: Алла Галанова

Новости

17 ч
17 ч
17 ч
18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости