Подписка 1520 - PDF

Общий рынок

Вторник, 27.01.2015 в 00:00
Общий рынок
Его первоочередной задачей называют справедливое распределение положительных и отрицательных эффектов объединения. Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках союза.

Напомним, Договор о ЕАЭС подписали президенты России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 года в Астане. Членами этого союза также станут Армения и Киргизия, которые присоединились к нему в конце прошлого года. Особенностью договора является то, что новый союз обладает правосубъектностью. То есть все договоры о присоединении новых членов необходимо заключать именно с ним, а не с входящими в него государствами.

Сближение позиций по большинству отраслей для создания общего рынка займет значительное время, и поэтому результата намечено достигнуть не ранее 2025 года. Исключение здесь составляет лишь фармацевтический сектор, где позиции и так уже близки. Общий рынок лекарств государств – членов ЕАЭС намечено создать к 2016 году.

В частности, в договоре определены основные приоритеты транспортной политики на территории Евразийского экономического союза на долгосрочную перспективу.
Стороны договорились о пошаговой либерализации транспортных перевозок на территории союза, что в первую очередь касается автомобильного и железнодорожного транспорта. Речь идет о скоординированной транспортной политике как норме, которая подразумевает согласование долгосрочных ориентиров развития национальных транспортных сфер. Такое согласование напрямую ведет к созданию общих транспортных рынков.

Как пояснил на Гайдаровском экономическом форуме в Москве директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель, транспортный вопрос – один из наиболее сложных, поскольку здесь интересы каждого государства прямо противоположны: каждый хочет ограничить доступ иностранных перевозчиков на свой рынок и получить как можно более свободный на рынок других стран.

«Тем не менее проблема не тупиковая, – отмечает эксперт. – Она будет решена политическими средствами. В новом союзе существует большой потенциал экономических эффектов, которые позволяют сглаживать отрицательные моменты для отдельных государств за счет общего положительного результата».

К примеру, отмена экспортной пошлины на нефть, газ и нефтепродукты дает огромный эффект для Казахстана и Белоруссии. Для России в общем результате потери невелики, хотя они исчисляются в 2014 году в размере $6 млрд. Однако это дало Белоруссии 6,5% дополнительного ВВП. Большие преимущества за счет отмены экспортных пошлин на энергоносители получат и Армения с Киргизией. Однако Россия получает выигрыш за счет увеличения объема торговли с этими государствами.

В прошлом году было проведено научное исследование «Транспортная политика ЕЭП на период до 2020 года: время действий» для России, Белоруссии и Казахстана. Оно показало, что мультипликативный эффект от транспортной интеграции к 2030 году составит для Белоруссии более $1,5 млрд (1,1% ВВП страны), для Казахстана – более $4 млрд (0,7% ВВП), для России – более $5 млрд (0,1% ВВП).

Однако, чтобы достичь положительного эффекта, параллельно должен идти процесс снятия нетарифных барьеров в торговле между странами, что должно активизировать перевозки, отмечает заместитель директора департамента макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Липин.

«Наша задача – создать к 2025 году свободный рынок, – говорит Андрей Липин. – Все позиции в торговле между государствами довольно чувствительны. Однако мы уже много сделали по рынку лекарств, табака и алкоголя, у нас опыт. Мы составляем планы по каждой отрасли и намерены постепенно двигаться к общему знаменателю».

За два года между Россией, Белоруссией и Казахстаном убрано порядка 60 ограничений, которые связаны с лицензированием, техническим и фитосанитарным контролем, с рядом других мер. Как говорит Андрей Липин, удалось установить, что благодаря этому внутреннее производство в России увеличилось на 0,3%. Цифра, конечно, очень небольшая, однако она показывает, что движение идет в правильном направлении. Искать баланс очень сложно, потому что если убирать защиту с определенной отрасли, то национальный выпуск снижается, однако это является плюсом для экспортеров из других государств.

В целом существует несколько государств, которые еще не готовы вступить в ЕАЭС, однако с ними могут быть подписаны соглашения, влияющие на торговлю и товаропотоки в союзе. Так, в этом году ожидается подписание соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Только осложнение политической обстановки сорвало подписание подобного соглашения в прошлом году с Новой Зеландией. Наибольший эффект может вызвать создание зоны свободной торговли с Индией. Это по-разному отразится на членах ЕАЭС. К примеру, Белоруссия может проиграть от соглашения с Индией, потому что ее традиционные товары могут быть вытеснены из России индийскими. Однако ЕЭК надеется так перераспределить положительные эффекты, чтобы все государства получили определенный выигрыш от объединения.
Интеграция|Перспектива

Автор: Сергей Плетнев

Новости

17 ч
17 ч
18 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости