Подписка 1520 - PDF

На грани нуля

Понедельник, 29.12.2014 в 00:00
На грани нуля
Сокращение                                  

Карине Ошиновна Григорян.jpgКарина Григорян, заместитель начальника Дирекции пассажирских перевозок ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»:

– Разумеется, оптимизация касается в первую очередь главной болевой точки – пригородного сообщения. На некоторых направлениях уже сократили количество вагонов в поездах с четырех до трех. Общий экономический эффект от двух поездов на четырех маршрутах ежедневно составил порядка 16,3 млн драмов ($36,02 тыс.) за счет экономии расходов электроэнергии на тягу и сокращения технических осмотров и ремонтов. Также с января 2015 года под программу по оптимизации маршрутов попадает поезд Ереван – озеро Севан. Этот поезд крайне востребован летом и так же крайне малонаселен в зимнее время года. В связи с этим решено сделать этот поезд сезонным: теперь он будет курсировать только с июня по сентябрь. Эффект от этого решения составит примерно 2,6 млн драмов ($5,74 тыс.). На сегодняшний день это основные решения в области сокращения издержек в пассажирском сообщении.

Инициатива                                          

Андрей_Буковский1.jpgАндрей Буковский, эксперт Совета по вопросам реформирования при Министерстве инфраструктуры Украины:

– Перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых должно быть искоренено вообще как экономический феномен, поскольку его сохранение – это путь в никуда, ведущий к деградации обоих видов перевозок. При этом дальние пассажирские перевозки находятся в сфере ответственности правительства, а региональные и пригородные перевозки – в сфере региональных властей и местных органов самоуправления. Эти субъекты, исходя из потребностей и согласовываясь с финансовыми возможностями, для обеспечения нужных объемов соответствующих перевозок должны привлекать на условиях договора публичных перевозчиков. Цены на их услуги должны формироваться на экономически обоснованном уровне. Для защиты интересов малообеспеченных граждан государство вправе (и обязано) устанавливать цены на перевозки в общих и плацкартных вагонах ниже экономически обоснованных, компенсируя перевозчику выпадающие доходы. Заказ на перевозки закрепляется специальным договором. Государственная поддержка пассажирских перевозок должна осуществляться путем предоставления перевозчику помощи в виде компенсации части затрат на использование инфраструктуры. При этом компания – владелец инфраструктуры получает оплату в полном объеме.

В региональных и пригородных перевозках целесообразным видится создание на соответствующих территориях предприятий перевозчиков с участием государства (в лице «Укрзализныци»), местных органов власти и частного инвестора. Миссия таких компаний должна постулироваться как «обязательство доставить определенное количество пассажиров в определенное место в установленное время за оговоренную цену» в противовес существующему «обязательству проводить электропоезд определенной вместимости по установленному графику». Для этого необходимо незамедлительно и параллельно выполнить два следующих пункта: создать АО «Укрзализныця», сформировать в ее структуре бизнес-вертикали (для пассажирских перевозок минимум – филиал, для пригорода – региональные дирекции), определить расходы и доходы, относящиеся к каждой из вертикалей; принять закон «О железнодорожном транспорте Украины» в новой редакции. Затем следует установить на экономически обоснованном уровне тарифы на инфраструктуру и тягу, привлечь перевозчиков разных видов собственности, заложить в государственном и региональных бюджетах необходимые средства и создать региональные компании-перевозчики. Все это в совокупности позволит достичь необходимых результатов.

Курс                                            

Отто_Лехтипуу1.jpgОтто Лехтипуу, вице-президент VR-Group (Финляндия):

– Снижение убыточности пассажирского сообщения для нас довольно актуальная тема. На данный момент в сообщении между Россией и Финляндией значительно сократилось число пассажиров. Главная причина этого, на наш взгляд, обменный курс рубля. В то же время мы стремимся привлечь новых пассажиров из России, делая интересные и выгодные предложения. Это наша основная стратегия, которую мы с успехом применяем, например, к поездам Allegro. В настоящее время VR-Group и ОАО «Российские железные дороги» ведут переговоры по поводу тарифов на проезд и увеличения числа направлений поезда.

Схема                                                 

Марис_Озолс1.jpgМарис Озолс, руководитель отдела общественных связей государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (LDz):

– В Латвии работа железнодорожной администрации построена по такому принципу, который фактически исключает убыточность пассажирского сообщения. Дело в том, что LDz отвечает за пассажирские перевозки только в международном сообщении, к примеру за поезда Рига – Минск и Рига – Санкт-Петербург, а такие поезда приносят компании прибыль даже в условиях жесткой конкуренции с авиационным транспортом. При этом за традиционно убыточные пригородные перевозки отвечает отдельная госкомпания – Pasazieru vilciens. Как правило, PV терпит убытки из-за расходов на железнодорожную инфраструктуру, которые впоследствии покрываются из госбюджета. Здесь издержки снижаются традиционными способами: в ход идут и небольшие повышения тарифных ставок, и временные сокращения невостребованных поездов.

Причина                                

Никитин _9818.jpgОлег Никитин, заместитель генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания»:

– Прибыль в пассажирском сообщении – явление крайне редкое. Как правило, такие перевозки, как социально значимые, уже изначально запрограммированы на определенную степень убыточности. Год складывался очень тяжело, в частности, из-за резкого падения пассажиропотока в международном сообщении. В первую очередь пострадало украинское направление – здесь потери составили порядка 60%. Аналогично падают пассажиропотоки и в другие страны СНГ, не такие большие, но также чувствительные.

Падение курса рубля сыграло свою роль и здесь – по той причине, что цены зарубежных билетов зависят от уровня швейцарских франков. 

Соответственно, в рублевом эквиваленте цены выросли и отпугнули множество клиентов. А раз упал пассажиропоток – снижается доходность поездов. Сейчас наша первоочередная задача – сокращение издержек. В первую очередь мы рассматриваем такой инструмент, как оптимизация международных маршрутных сетей. В первую очередь сокращения коснутся украинского и казахстанского направлений, также мы отменили поезда в Софию и Будапешт. Отмена восточноевропейских поездов произошла по той же причине: снижение пассажиропотока и огромные неокупаемые суммы выплат в швейцарских франках зарубежным железнодорожным администрациям за проследование пассажирских поездов.

Снизить расходы в будущем году планируется за счет рационализации перевозок и назначения дополнительных поездов на востребованных направлениях, таких как Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань, Красноярск – Адлер. Кроме того, мы занимаемся серьезной программой дневных поездов (как правило, на расстояния 300–500 км) в ускоренном режиме пропуска: Москва – Воронеж, Москва – Смоленск, Санкт-Петербург – Петрозаводск. Причем использоваться будут как обычные поезда, так и «Ласточки». В то же время рассматривается и оптимизация производственных мощностей: сокращение депо, сокращение ремонтной программы, которое вытекает из сокращения поездов. Ну и, конечно, планируется некоторая оптимизация управленческой структуры, однако о какой бы то ни было конкретике в этой области пока что говорить рано.
Спорная территория

Новости

14 ч
14 ч
14 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54