Подписка 1520 - PDF

Тревогу бить рано

Пятница, 26.12.2014 в 00:00
Тревогу бить рано
Экспертный совет при Правительстве РФ увидел в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» риски негативного влияния на устойчивость и эффективность работы отрасли. В РЖД опасения считают прежде­временными.

Рабочая группа по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета при Правительстве РФ представила заключение по проекту обновленной «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», разработанной Минтрансом.

В заключении сказано, что новая редакция может представлять угрозу развитию железнодорожного транспорта и интересам грузоотправителей, поскольку в документе есть противоречия между общими задачами и целями, обозначенными в стратегии, и отсутствием положений, направленных на достижение этих целей.

В то же время, по словам первого заместителя начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Владимира Максимушкина, все корректировки, которые прошли по «Стратегии железнодорожного транспорта до 2030 года», соответствуют тем нормативным документам, которые были актуализированы в этом году. А именно в Транспортной стратегии, Целевой модели рынка и ряде других стратегий.

«Поэтому говорить о том, что есть какие-то явно выраженные угрозы, наверное, пока преждевременно», – отметил Владимир Максимушкин.
Среди существенных противоречий участники рабочей группы отметили отсутствие анализа факта увеличения протяженности «узких мест» по пропускной способности, а также «планки» по скорости доставки. В частности, нормативная скорость доставки грузовых маршрутных отправок составляет 450 км в сутки согласно новой версии стратегии, а это на 100 км в сутки ниже преду­смотренной правилами перевозок грузов скорости. Кроме того, специалисты не обнаружили в документе данных по скорости доставки повагонных отправок.

По данным Минтранса, новая редакция стратегии предусматривает создание нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования и принятие соответствующих решений по уровню тарифов на пятилетний период, внедрение долгосрочного установления тарифов на принципах доходности инвестированного капитала (RAB), внедрение регуляторного (сетевого) контракта.

Руководитель рабочей группы по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета Сергей Мальцев пояснил, что установление госрегулирования тарифов по методу RAB в качестве доминирующего без надлежащего учета обоснованных издержек и уровня рентабельности может привести к снижению контроля за текущей себестоимостью услуг перевозки и росту тарифов для грузоотправителей.

«В отличие от электроэнергетики, в которой применение RAB-тарифов является оправданным, в случае проведения неэффективной инвестиционной и производственной политики на железнодорожном транспорте ошибки в производственной политике будут исправляться или за счет федерального бюджета, или за счет увеличения тарифной нагрузки», – сказал специалист.

По мнению экспертов, необходимо использовать различные тарифные механизмы в условиях волатильных рынков. Тарифное регулирование по методу доходности инвестированного капитала может существенно повлиять на тарифы для грузоотправителей.

Между тем Экспертный совет выработал замечания в отношении конкуренции, структурной реформы на железнодорожном транспорте и отраслевых инвестиций.

В обновленной Транспортной стратегии России до 2030 года, по их словам, не ясен механизм создания консолидированного парка привлеченных грузовых вагонов под управлением общесетевого перевозчика, предоставляемый операторами железнодорожного подвижного состава. Проект стратегии содержит информацию по этому механизму, однако в документе не сказано, кто и на каком основании будет создавать парк, что является критическим параметром загрузки и какие экономические последствия наступают для владельцев подвижного состава. Именно это положение содержит угрозу операторскому бизнесу в части конкуренции, считают эксперты.

Согласно обновленному документу, пилотный проект по созданию института локальных перевозчиков предлагается завершить в 2015 году, и, если принять стратегию в данной редакции, по мнению рабочей группы, это приведет к прекращению конкуренции на железнодорожном транспорте и закроет перспективы прямых частных инвестиций в отрасль. Причем в тексте упоминается «конкуренция за маршрут», тогда как конкуренция «на маршруте», преду­смотренная Целевой моделью, из проекта исключена.

Таким образом, рабочая группа по транспорту и транспортной инфраструктуре Экспертного совета при Правительстве РФ считает, что проект стратегии требует существенной доработки.
Документ|Проект

Автор: Дарья Белоглазова

Новости

10 ч
11 ч
12 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости