Подписка 1520 - PDF

Дать денег – мало

Понедельник, 22.12.2014 в 00:00
По итогам встречи президента Таджикистана Эмомали Рахмона и председателя КНР Си Цзиньпина подписано соглашение между Экспортно-импортным банком Китая и Министерством финансов Таджикистана о выделении льготного кредита на строительство участка Вахдат – Яван железной дороги Душанбе – Курган-Тюбе. Впрочем, строить его будут также китайские специа­листы.

Как подчеркнул во время встречи Си Цзиньпин, партнерство Китая и Таджикистана преследует три основные стратегические цели: энергетическая независимость Республики Таджикистан, продовольственная безопасность, а также «вывод страны из коммуникационного тупика».

Для достижения этих целей страны намерены ускорить реализацию нескольких экономических проектов. Среди них закладка таджикского участка газопровода Центральная Азия – Китай, строительство второй очереди новой Душанбинской теп­лоэлектроцентрали, а также модернизация Таджикской алюминиевой компании. Всем им окажет финансовую поддержку китайский Эксимбанк, о чем свидетельствуют соглашения с таджикским Минфином.

Дополняют этот список и два крупных транспортных проекта: реконструкция участка Калъаи Хумб – Хорог автотрассы Душанбе – Хорог – Кульма – Китай, а также строительство участка Вахдат – Яван железной дороги Душанбе – Курган-Тюбе. Первый из них пока даже не утвержден, тем не менее на встрече таджикского лидера с генеральным директором китайской компании по строительству дорог и мостов Лу Шаном отмечено, что это вопрос нескольких месяцев, строительные работы начнутся уже летом следующего года.

Второй указанный проект – строительство участка Вахдат – Яван протяженностью 40,7 км – на сегодня выглядит еще более реалистичным. И не только потому, что он, наряду с другими, получит льготный кредит Эксимбанка.

Железнодорожная система Таджикистана представляет собой три не связанные между собой на территории страны ветки. Одна из них – северная – пролегает от границы с Узбекистаном до границы с Киргизией, являясь транзитной. Вторая расположена в центральной части страны и проходит в том числе через Душанбе до Вахдата. И, наконец, третья ветка тянется на юге Таджикистана, «захватывая» Курган-Тюбе и Яван, а также ответвляясь на Куляб.

Проблема в том, что средняя и южная ветки тупиковые. Фактически они связаны железной дорогой, которая проходит по территории Узбекистана, что всегда усложняло и удорожало перевозки из Цент­рального Таджикистана на юг страны. Посему в 2009 году по поручению Эмомали Рахмона дан старт проекту Душанбе – Курган-Тюбе, который призван соединить юг и центр железнодорожным сообщением в обход Узбекистана.

Как рассказал заместитель начальника ГУП «Таджикская железная дорога» Усмон Каландаров, этот проект, по сути, поделен на три части. Первая и вторая подразу­мевают реконструкцию существующей инфраструктуры от станции Душанбе до станции Элок города Вахдата (средняя ветка), а также от станции Курган-Тюбе до станции Яван-2 (южная ветка). Чтобы соединить эти две ветки, планируется построить новую инфраструктуру протяженностью более 40 км – собственно от станции Элок в Вахдате до станции Яван-2 в Яване.

Еще более актуальным этот проект стал в 2011 году, когда Хатлонская область, находящаяся на юге Таджикистана, попала в железнодорожную изоляцию. Узбекская сторона заявила тогда о подрыве моста на переезде Галаба – Амузанг, который обеспечивал сообщение между центром и югом соседа. Происшествие Узбекистан назвал терактом, однако эксперты убеждены, что подрыв был умышленным. В следующем году магистральные пути на этом участке были вовсе демонтированы. В железнодорожной блокаде юг Таджикистана остается по сей день.

Между тем реконструкционные и строительные работы, призванные соединить две ветки, уже идут. По данным Дирекции строительства Душанбе – Курган-Тюбе, за прошедшие пять лет освоено около 125 млн сомони (около $25 млн) при общей стоимости проекта $190 млн. Впереди – в рамках возведения участка Вахдат – Яван – будут построены три тоннеля общей протяженностью 3,755 км, а также пять мостов (712 м). Строить, по словам Усмона Каландарова, на свои же кредитные средства будут китайцы. Завершение работ намечено на 2016 год.
Финансирование|Инфраструктура

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

14 ч
15 ч
1 д
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости