Подписка 1520 - PDF

Субсидии не спасают

Пятница, 21.11.2014 в 00:00
Субсидии не спасают
Два уровня                             

Гуторова_М_ИПЕМ.jpgМария Гуторова, эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий:

– В России существует двухуровневая схема возмещения затрат на пассажирские перевозки льготников. Стоимость проезда граждан, относящихся к категории федеральных льготников, должна компенсироваться в полном объеме из средств федерального бюджета, стоимость проезда региональных льготников возмещается на региональном уровне. Существующая система достаточно проста и понятна. Объективной необходимости изменения самой схемы нет, однако существует проблема нечеткого исполнения своих обязанностей по возмещению затрат федеральными и региональными органами власти.

Как известно, ряд регионов до сих пор не заключили договора с перевозчиком на осуществление перевозок и, следовательно, уклоняются и от возмещения в полном объеме стоимости проезда льготных категорий граждан. Например, согласно данным ОАО «РЖД», потребность всех перевозчиков в субсидиях на компенсацию льготного проезда учащимися в 2013 году составила 1,9 млрд руб., в то время как от субъектов РФ было получено около 1,7 млрд руб.

Категории                              

чеботарь.jpgВладимир Чеботарь, заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Молдавии:

– Наша схема проста: «Железная дорога Молдовы» ведет строгую статистику по перевозке льготников и ежемесячно отсылает отчет в министерство финансов. Которое, в свою очередь, из заранее утвержденного бюджета возмещает железнодорожникам убытки в полном объеме. Но надо понимать, что мы говорим о конкретных категориях граждан, кому по закону полагается бесплатный проезд в общественном транспорте, – полицейским при исполнении обязанностей, ветеранам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, в том числе в Приднестровье. Школьники, студенты и пенсионеры такой привилегии не имеют, но у них есть право на приобретение проездного абонемента со скидкой, и убытки, которые несет ЖДМ в этом случае, никто не покрывает.

Малая доля                                

Карине Ошиновна Григорян.jpgКарина Григорян, заместитель начальника Дирекции пассажирских перевозок ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»:

– В пригородном сообщении доля льготных перевозок крайне мала, так как постановлением правительства Армении в 50-километровом радиусе право бесплатного проезда предоставлено только проживающим в детских домах и домах престарелых. Согласно Концессионному договору согласованный размер субсидий на текущий и следующий годы составляет 25% от суммы убытков от пассажирских перевозок. Напомню, при заключении концессионного договора правительство Армении приняло на себя обязательства по частичной компенсации убытков от пассажирских перевозок. Так, в 2009–2010 годы размер субсидий в соответствии с Концессионным договором заложен на уровне 10% от общего объема понесенных убытков, в 2011–2012 годах – 15% и 20% – в прошлом. Доля продолжает повышаться и достигнет потолка в 30% на период с 2016 по 2038 год. Расчет убытков по линии пассажирских перевозок утверждается независимым аудитором, назначаемым Советом директоров компании.

Без льгот                                  

Ермек_Тулегенов1.jpgЕрмек Тулегенов, председатель правления АО «Пассажирские перевозки»:

– В Казахстане из государственного бюджета субсидируются только отдельные внутренние маршруты. То есть мы говорим не о перевозках каких-либо льготных категорий населения, а об определенном перечне социально значимых поездов. В этом случае государство берет на себя полное возмещение затрат. Других примеров субсидирования нет, но на коммерческих поездах широко применяются системы скидок, в частности динамическое ценообразование. Если пассажир приобретает билет заблаговременно за 44–31 сутки до поездки, он получит скидку в размере до 35%.

Также у нас подписано соглашение с ОАО «РЖД» о скидках на билеты в межгосударственные поезда как российского, так и казахстанского формирования. Покупка за 44–31 сутки или за 30–20 суток до поездки даст право на скидку в размере 30% или 20% соответственно. Надеемся, что эта мера поможет росту пассажиропотока между нашими странами. А для пассажиров скоростных поездов мы планируем ввести в ближайшее время «карту лояльности», как в РЖД, – для пассажиров, часто пользующихся определенными скоростными маршрутами.

Долги                             

Игорь_Бреус1.jpgИгорь Бреус, начальник главного пассажирского управленияГП «Укрзализныця»:

– Согласно действующему законодательству убытки от пассажирских перевозок льготных категорий населения возмещаются региональными властями. Однако ввиду того, что областные государственные администрации почти никогда не перечисляют требуемую сумму целиком, их задолженность перед железной дорогой растет с каждым годом. В частности, в январе – августе текущего года УЗ недополучила более 130 млн грн от местных бюджетов за перевозки пассажиров льготных категорий в пригородном сообщении. За этот период пригородные поезда перевезли льготников на сумму более 213,5 млн грн, а получили от областных государственных администраций компенсаций на сумму 82,9 млн грн, или только 38,8%.

Если говорить о пассажирских перевозках в целом, убытки предприятия от таких перевозок в дальнем и пригородном сообщении за восемь месяцев 2014 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,5% – с 3,8 млрд грн до 5,3 млрд грн (2,9 млрд грн и 2,4 млрд грн в дальнем и пригородном сообщении соответственно). За указанный период УЗ израсходовала на организацию пассажирских перевозок 8,5 млрд грн, получив всего лишь 3,2 млрд грн дохода.
Спорная территория

Новости

5 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости