Подписка 1520 - PDF

Вынужденная оптимизация

Пятница, 21.11.2014 в 00:00
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в ходе выступления на международной научно-практической конференции «Новый порядок финансовой ответственности за проследование пассажирских поездов в международном сообщении» в Баку сообщил, что железным дорогам пространства СНГ и Балтии необходимо принятие комплекса согласованных мер для привлечения пассажиров в международном сообщении.

Пассажирские перевозки наиболее подвержены влиянию изменчивого международного экономического и политического климата. По словам Владимира Якунина, за 9 месяцев 2014 года по сети железных дорог перевезено около 22,3 млн пассажиров в международном сообщении, что на 40,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Одной из задач реформирования в сфере международных перевозок является повышение эффективности деятельности перевозчиков. Мы видим, что в силу объективных экономических причин интересы сторон, ответственных за формирование и пропуск международного пассажирского поезда, зачастую не совпадают. В результате возникают разногласия при разработке расписаний, определении тарифов, установлении дороги формирования поезда», – заявил глава холдинга.

В качестве меры, позволяющей изменить подобную практику, на 56-м заседании Совета по железнодорожному транспорту стран – участниц СНГ в 2012 году было предложено применять новую модель организации перевозок, которая базируется на финансовой ответственности перевозчика на всем пути следования поезда. Основные принципы этой модели согласованы железнодорожными администрациями, но доработка нормативных документов до сих пор не закончена.

Как отметил вице-президент РЖД, генеральный директор ОАО «Федеральная пассажирская компания» Михаил Акулов, успешное международное сотрудничество невозможно без готовности государств – участниц Содружества принимать меры по устранению трудностей, возникающих в результате различий национальных законодательств. С начала своей деятельности в 2010 году ФПК, которая является на территории России национальным перевозчиком пассажиров в дальнем следовании, добросовестно выполняет обязательства по оплате услуг локомотивной тяги и инфраструктуры за проследование поездов собственного формирования и формирования иностранных железных дорог.

Тарифы на услуги инфраструктуры установлены государством. Они одинаковы для всех поездов, курсирующих по инфраструктуре российских железных дорог, вне зависимости от администрации формирования. Доходные поступления укрупненно состоят из двух частей: плацкарта и билет. 

Стоимость плацкарты устанавливается железной дорогой формирования, и она должна возмещать затраты от эксплуатации вагонов. Плацкарта полностью перечисляется железной дороге формирования и зависит от количества пассажиров в поезде. Билетная составляющая включает плату за использование инфраструктуры всех железных дорог по маршруту следования поезда. Каждый национальный перевозчик устанавливает стоимость своей части билетной составляющей, которая должна возмещать все затраты владельца инфраструктуры на пропуск поездов. Билетная составляющая полностью перечисляется национальному перевозчику, участвующему в процессе перевозки.

Именно эти доходы являются для перевозчика источником для расчета за продвижение поездов с российскими железными дорогами. В то же время железные дороги, объединяющие в одном лице перевозчика и владельца инфраструктуры, оставляют доход себе. Общая сумма, получаемая ФПК от билетной составляющей, не обеспечивает полного покрытия расходов перевозчика за проследование международных поездов. Таким образом, компания формирует убыток, который по итогам 2014 года может составить около 2 млрд руб.

В первом полугодии текущего года отмечено снижение среднего количества вагонов в поездах формирования практически всех администраций. При этом ФПК при любом количестве вагонов, не превышающем 14, должна рассчитываться с РЖД как за 14 вагонов, а средний коэффициент использования вместимости вагонов не превышает 48%. По словам Михаила Акулова, в качестве оперативной меры по снижению убыточности международных перевозок ФПК вынуждена с 14 декабря 2014 года оптимизировать размеры движения в сообщении со странами СНГ и Балтии. 

Железнодорожным администрациям предлагается сохранить поезда, курсирующие по территории России, которые состоят из 14 вагонов с заполняемостью не менее 70%.

Пассажирские перевозки

Автор: Мария Ситкина

Новости

8 ч
8 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости