Подписка 1520 - PDF

Вокруг да около

Понедельник, 06.10.2014 в 00:00
Вокруг да около
Президент России Владимир Путин по итогам IV Каспийского саммита заявил о необходимости расширения торговли с прикаспийскими государствами: Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменией. Приоритетным инструментом обозначено развитие связующей транспортной инфраструктуры: коридора «Север – Юг» и железнодорожного кольца вокруг Каспийского моря.

Объем российской торговли с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменией в 2013 году составил $33 млрд, отметил Владимир Путин. Показатель, по его словам, внушительный, однако не отвечает потенциалу стран. В связи с этим он и другие лидеры «каспийской пятерки» – Ильхам Алиев, Хасан Рухани, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухамедов – обсудили меры по активизации торговых связей и увеличению взаимных инвестиционных потоков.

«Например, весьма перспективным считаем совместное развитие транспортной инфраструктуры. Приоритет – коридор «Север – Юг», который позволит связать страны Западной и Северо-Западной Европы с Южной Азией через Россию, Каспийский бассейн и Иран.

Все пять прикаспийских стран вовлечены в этот проект. Его реализация позволит уменьшить расстояние перевозок в два раза по сравнению с существующим маршрутом», – сказал Владимир Путин.

Другая идея – создать железнодорожное кольцо вокруг Каспия, продолжил он. К концу года планируется достроить восточное полукольцо между Казахстаном, Туркменией и Ираном. В 2016 году завершается работа на западном полукольце – Азербайджан и Иран. Задача проекта – соединить основные каспийские порты, «что существенно сократит время и стоимость перевозки грузов, а значит, повысит конкурентоспособность наших экономик», подчеркнул Президент России.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что речь идет «о создании принципиально новой архитектуры отношений между прикаспийскими государствами в транспортной сфере».

«Территории наших стран являются естественным географическим пространством, связывающим Азию и Европу, обеспечивающим эффективное функционирование транспортно-транзитных и торговых коридоров по направлению «Восток – Запад» и «Север – Юг», – пояснил он. – В этом контексте наша страна считает целесообразным разработку проекта соглашения о сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море. Полагаем также важным создание регионального транспортного логистического центра как одного из элементов такого сотрудничества».

По словам лидера Азербайджана Ильхама Алиева, особое внимание следует уделить координации деятельности каспийских портов, «создающихся и которые уже созданы, с тем чтобы наладить бесперебойную транспортировку по всем направлениям: и по направлению «Север – Юг», которое является очень перспективным, и по направлению «Восток – Запад».

Вместе с тем Владимир Путин отметил, что эти транспортные проекты требуют, помимо финансового обеспечения, постоянной организационной поддержки. Поэтому не исключено, что для этого будет создана пятисторонняя межгосударственная структура.

По мнению председателя исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Чингиза Измайлова, под такой структурой, скорее всего, подразумевается региональный транспортный форум, который будет регулярно собирать причастных к проектам чиновников – уровня министров или их заместителей – и экспертов. И обсудить им будет что, считает господин Измайлов.

Межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север – Юг» между Россией, Ираном и Индией подписано еще в 2000 году, напомнил он.
Страной – депозитарием соглашения выбран Иран. С тех пор к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия. Был выполнен ряд работ по модернизации инфраструктуры МТК. В том числе силами ОАО «РЖД», построившего за счет собственных средств железнодорожную линию, которая соединила новый международный порт Оля на Каспийском море с общей сетью железных дорог России. В Казахстане реконструирован порт Актау – единственный морской порт республики, предназначенным для международных перевозок сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. На Каспии стал работать иранский транспортный флот. Тем не менее на сегодня развитие МТК требует дополнительных инвестиций, виной чему «пресловутые инфраструктурные ограничения», говорит Чингиз Измайлов. Например, порт Оля, глубины которого не позволяют использовать крупнотоннажные суда.

Кроме того, изначально по Каспию планировалось запустить регулярную контейнерную линию Россия – Иран. Однако этот проект так и не удалось воплотить в жизнь.

«Поэтому пошли по пути создания железнодорожного кольца, по которому будут ходить контейнерные поезда, – пояснил эксперт. – Это отвечает интересам прежде всего Туркмении и Казахстана. Восточное побережье Каспия было в меньшей степени оборудовано транспортными коммуникациями – сейчас уже в высокой степени».
Теперь основной объем работ по стыковке железнодорожных сетей предстоит в северных провинциях Ирана: ранее иранская сторона оценивала проект минимум в $700 млн.

До половины объема грузов межкаспийской торговли сейчас перевозится морским транспортом. По оценке чиновников, кольцевая железная дорога сократит общее время перевозок между странами региона минимум на 48 часов и повысит долю железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок с нынешних 25% до 35–40%.

Однако некоторые эксперты считают, что это того не стоит. Расходы на создание новой железнодорожной инфраструктуры огромные, но экономически неоправданные, говорит политолог, экономический эксперт агентства «Туран» Тогрул Джуварлы.

«Морская транспортировка грузов на сегодня отлажена, а она всегда дешевле, хоть и занимает больше времени. Но в данном случае расстояния не критичны. Между восточным и западным берегами Каспия всего 300 км», – говорит господин Джуварлы.

По его словам, этот проект вызывает у него эффект дежавю, напоминая о когда-то существовавшей идее создания железнодорожного кольца вокруг Черного моря. Она тоже не отличалась большой экономической целесообразностью, но с учетом размера Черного моря и прибрежных стран – не столь очевидно, как каспийское кольцо.

«Вот проект «Север – Юг» – оправданный, прагматичный проект, и все выгоды его для участников ясны. А кольцо вокруг Каспия – просто красивая риторическая формула», – заключил эксперт.
Власть|Инициатива

Реплика
Маршрут

Значительная часть международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» проходит по территории России. Сухопутная часть коридора, проходящая по железным дорогам страны от границы с Финляндией до Каспийского моря, составляет около 3 тыс. км и на северном участке совпадает с МТК № 9 (Хельсинки – Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Суземка – Киев – Любашевка (с ответвлением на Одессу) – Кишинев – Бухарест – София – Александруполис (с ответвлением на Киев) – Минск – Вильнюс – Калининград/Вильнюс – Клайпеда).
От этого магистрального направления имеются выходы на страны Балтийского региона, Украину, Белоруссию,
а через них на сеть железных дорог Восточной и Западной Европы.
Стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север – Юг» является железнодорожное направление Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Рязань – Кочетовка – Ртищево – Саратов – Волгоград – Астрахань протяженностью 2,513 тыс. км.

Автор: Маргарита Меньшакова

ТЭГИ: КАСПИЙ | АЗЕРБАЙДЖАН | ТРАНССИБ

Новости

8 ч
8 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Разъезд»

Понедельник, 06.03.2017 в 03:29
Воскресенье, 11.09.2016 в 13:46
Понедельник, 24.02.2014 в 14:55