Подписка 1520 - PDF

Альтернатива осталась

Понедельник, 29.09.2014 в 00:00
Альтернатива осталась
Китайские инженеры посетили Киргизию, чтобы презентовать местным ученым возможные варианты строительства железных дорог, которые бы связали две республики и стали частью проекта магистрали Китай – Киргизия – Узбекистан. Однако в железнодорожной администрации Киргизии акцентируют внимание на изучении альтернативной дороги, в строительстве которой участие Китая вовсе не обязательно.

Делегация из Поднебесной, в состав которой вошли эксперты из Академии инженерных наук Китая, Министерства сельского хозяйства и профессора из Бейжинского педагогического университета, встретились с руководством Национального института стратегических исследований Киргизии для активизации сотрудничества в сферах IT-технологий, транспорта и сельского хозяйства в рамках проекта «Экономический пояс Великого Шелкового пути».

Среди прочего Академия инженерных наук представила проекты строительства трех возможных маршрутов железных дорог: Кашгар – Иркештам, Кашгар – Торугарт и Кашгар – Балыкчы – Ак-Суу. Каждый из них – потенциальная часть международной магистрали Китай – Киргизия – Узбекистан, о целесообразности создания которой не умолкают споры уже не первый год.

Заместитель генерального директора департамента международного сотрудничества китайской академии Сю Жин отметил, что Китай ведет активные переговоры с соседними государствами для реализации ряда проектов, но конкретно этот будет крупнейшим.

«Если Киргизия и Китай решат транспортные препятствия, то наше сотрудничество выйдет на новый уровень», – сказал он.

Как напомнил начальник Дирекции проектирования и строительства железных дорог ГП «НК «Киргизская железная дорога» Канатбек Абдыкеримов, технико-экономическое обоснование проекта Китай – Киргизия – Узбекистан (через соединяющий Киргизию и Китай перевал Торугарт с выходом на город Кара-Суу на киргизско-узбекской границе) разработано еще в 2012 году. В документе предлагается несколько вариантов маршрута через Киргизию, из которых наиболее предпочтительными признали два: «Север-1» протяженностью 257 км и «Север-2» протяженностью 430 км. Первый из них пролегает через пункт пропуска Торугарт, долину Арпа, перевал и долину Кок-Арт, далее до Джалал-Абада и узбекской границы. Второй маршрут построен также через Торугарт, далее через Ат-Башинскую ГЭС, село Угут Ат-Башинского района, Кок-Арт и Джалал-Абад.

Однако, по словам господина Абдыкеримова, правительство Киргизии (которое, кстати, неоднократно озвучивало претензии к ТЭО) поручило изучить альтернативные маршруты.

«Железнодорожными администрациями четырех стран – России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана – не так давно была создана рабочая группа и подписано соглашение по разработке предварительного ТЭО строительства железной дороги, соединяющей север и юг Киргизии: от Балыкчи на юг республики, далее до Таджикистана и на юго-восточном направлении с возможным присоединением Китая, – отметил представитель КЖД. – В настоящее время этот проект серьезно изучается. И после того, как мы изучим все возможные маршруты, будет принято окончательное решение, какой проект будет реализован».

Таким образом, не исключено, что будет выбран проект, в котором участие Китая не обязательно.

Напомним, ранее в рамках проекта Китай – Киргизия – Узбекистан специалисты из Поднебесной предлагали финансирование – «инвестиции в обмен на ресурсы». Эта схема предполагала передачу месторождений полезных ископаемых в качестве вклада Киргизии в уставный капитал совместного предприятия по строительству железной дороги. Такое неоднозначное предложение было воспринято властями республики двойственно.

«Этот вариант был отложен. И сейчас мы в большей степени склоняемся к строительству дороги, которая соединит север и юг страны, – замечает Канатбек Абдыкеримов. – Для нас это стратегически важно, так как на сегодня север и юг в железнодорожном плане разрознены. Это первое. Второй важный аспект – развить транзитный потенциал страны, которого сейчас нет». 
Строительство|Стратегия

Реплика
Технико-экономическое обоснование проекта Китай – Киргизия – Узбекистан (через перевал Торугарт) разработано еще в 2012 году

Автор: Маргарита Меньшакова

ТЭГИ: КИТАЙ | ВАРИАНТ | КИРГИЗИЯ | СОЕДИНЕНИЕ

Новости

1 ч
8 ч
18 ч
18 ч
18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54