Подписка 1520 - PDF

Предел риска

Пятница, 29.08.2014 в 00:00
Предел риска
Проблемы в реальном секторе украинской экономики нарастают. Резкое сокращение выпуска промышленной продукции, сжатие внутреннего спроса, провал в строительстве, низкие результаты работы транспорта – и это ещё не полный перечень сложностей. Растут лишь цифры, отражающие положение дел в сельском хозяйстве. Но неясно, что обеспечивает этот подъём – реальные процессы или проведённый Укрстатом пересмотр методологии подсчётов.

По последним статданным, ВВП страны во втором квартале сократился в годовом сравнении на 4,7%. В январе – марте было минус 1,1%. Ранее правительство Украины прогнозировало падение в целом по году на 3%, затем планка была понижена до 5%, а теперь и вовсе ожидается 6–7%. Возможно, что и это не предел. О помесячной динамике главного макропоказателя можно судить по изменениям Индекса выпуска в базовых отраслях, который на Украине рассчитывается Нацбанком. В июне индикатор просел на 10,1%, а в мае было минус 7,4%.

По отдельным индустриям уже есть более свежие, но не менее тревожные данные Укрстата. Меняется к худшему картина в промышленности: производство снизилось в июле на 12,1%. А в целом за семь месяцев потери составляют 5,8%.

Неважно обстоят дела в торговле. Объём розницы за семь месяцев сократился на 1%. И это при том, что на фоне нестабильного курса гривны и ограничений на покупку валюты украинцы стремятся потратить свои сбережения. Возможностей для маневра остается всё меньше, ведь реальные доходы населения сократились уже почти на 10%.

На первый взгляд хороший результат показывает сельское хозяйство: в январе – июле зафиксирован рост производства на 3,4%. Однако неясно, чем вызван этот всплеск. Укрстат сообщил, что с июня поменял методику расчётов. При этом данные традиционной в этом случае ретроспективной корректировки не обнародованы. Таким образом, по сути речь идёт вовсе о новом показателе, который проблематично оценивать в динамике.

Не осталась в стороне от общего тренда и железная дорога. По итогам июля объём погрузки снизился в годовом сопоставлении на 11,4%, в целом за семь месяцев потери составили 1,7%. Это сказалось на изменении регионального КаргоИндекса. Хотя его абсолютное значение возросло на 0,8 пункта, до 115,5%, произошло это лишь под влиянием сезонного и календарного факторов. При снятии этого воздействия наблюдается отрицательный результат: в июле КаргоИндекс просел в годовом сопоставлении на 11,8%.

Из составляющих расчётной базы индикатора наиболее значительное в процентном выражении изменение погрузки произошло по нефтяным грузам (минус 66,7%). Причём сравнение идёт сейчас с низкой базой: ещё в прошлом году многие НПЗ страны сокращали производство, а некоторые вовсе останавливались. Но и наблюдаемый сейчас процесс закономерен: резкий рост цен на топливо сказался на спросе. Плюс к этому согласно недавнему решению правительства предприятия сельского хозяйства лишились субсидий на закупку ГСМ.

Существенно просела в июле погрузка каменного угля (на 19,1%). Отсутствие договорённостей по газу с Россией привело к введению режима экономии энергоресурсов на Украине. И если изначально была надежда частично заменить газ в топливном балансе на уголь, то сейчас понятно, что это невозможно. Незатихающая с апреля военная операция в главных добывающих регионах страны – Луганской и Донецкой областях – привела к дефициту угля. «В Донбассе все шахты стоят. Угольная промышленность просто убивается: энергоснабжения нет, шахты топятся», – заявил председатель Донецкого независимого профсоюза горняков Михаил Крылов. Схожую оценку даёт глава общеукраинского Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец. По его словам, сейчас по всей стране в нормальном режиме работают лишь 25 шахт (для сравнения, только в Донбассе их около сотни). В результате Украина уже рассматривает возможность закупки угля за рубежом, хотя ранее была крупным экспортёром. Как сообщил замминистра энергетики Вадим Улида, обсуждается импорт из Австралии, Новой Зеландии и США.

В минусе была также погрузка строительных грузов (на 10,3%). Это соотносится с последними данными по объёму выполненных строительных работ (снижение в годовом сравнении в июле на 31%, а в целом за семь месяцев – на 12,4%).

Сократилась погрузка чёрных металлов (на 7,4%). Здесь вновь даёт о себе знать ситуация на Юго-Востоке и нехватка энергоресурсов. Так, полностью прекратил работу крупнейший в своем роде Стахановский завод ферросплавов в Луганской области. Останавливает конвейер и увольняет сотрудников Запорожский автозавод.

Пока есть небольшой рост погрузки марганцевой и железной руды (в июле на 1,5%). Но эксперты и здесь ожидают трудностей. «По последним инициативам правительства платежи за пользование недрами вырастут в 7–10 раз, что станет непосильной ношей», – уверен председатель Федерации металлургов Украины Сергей Биленький. Он напомнил, что ранее внесённые изменения в Налоговый кодекс привели к удвоению платы за добычу руды.

На том же уровне, что и год назад, была в июле погрузка зерна. Урожай этого года, сообщил премьер Арсений Яценюк, прогнозируется на уровне 55 млн тонн (в 2013-м было 63 млн). Но здесь не учтены ещё потери в Луганской и Донецкой областях (до 15% от валового сбора). Несмотря даже на это, Украина продолжает наращивать экспорт. По данным Минагрополитики, за июль было вывезено 3,6 млн тонн зерна против 1,2 млн в том же месяце 2013 года.
КаргоИндекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Другие новости