Подписка 1520 - PDF

Страховка от дискомфорта

Четверг, 14.08.2014 в 00:00
Страховка от дискомфорта
Белорусская магистраль не желает терять позиции монополиста на внутреннем рынке, но очень рассчитывает на реализацию трансъевразийских проектов. Формирование Единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана, активная фаза которого стартует в 2015 году, требует спешной корректировки национальных законодательств. Белорусские парламентарии готовят к рассмотрению во втором чтении осенью нынешнего года проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта». Впрочем, отмечают они, вступление документа в силу существенных изменений в деятельность дороги не принесёт.

Основная масса поправок в законопроект поступила после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, и носят они в основном технический характер.

«Создание ЕЭП требует приведения в соответствие законодательства белорусской, казахстанской и российских железных дорог в части терминологии, вопросов оказания услуг. В новой редакции закона претерпели изменения более 50% терминов», – сказал член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александр Удодов.

Итоговый вариант договора вызвал вздох облегчения у белорусских железнодорожников. Если точнее – то момент, касающийся ограничения доступа перевозчиков к инфраструктуре стран – участниц интеграционного объединения приграничными участками.

«Каждая сторона стремится ни в коем случае не допустить какого-то дискомфорта для работы государства. Белорусская железная дорога была и остаётся монополистом в Белоруссии, и готовящийся законопроект предусматривает сохранение стабильности её работы, перевозок и услуг, – пояснил парламентарий. – Нужно учитывать, что магистраль несёт на себе значительную социальную нагрузку, связанную с перевозками пассажиров».

Согласно заключённым сейчас между Белоруссией и Россией договорам российские электровозы бегут через всю республику – до Бреста. При этом за каждый локомотиво-час платит белорусская сторона. «Но, когда мы сможем удовлетворять все перевозки собственными силами, мы внесём изменения в договор по сотрудничеству и скажем: спасибо, но теперь вы будете ехать только до Орши – пограничной станции», – пояснил он. В ходе длительных обсуждений государствами новых правил доступа к железнодорожной инфраструктуре и правил оказания услуг инфраструктуры ЕЭП белорусы морально готовились к тому, что на свои дороги, возможно, придётся пустить частников – как российских, так и белорусских. Сейчас же законодатели видят перед собой задачу создать такой законодательный акт, который не позволит прийти на отечественный рынок перевозчикам, предлагающим «нечистоплотные» услуги.

«Вот, к примеру, «Беларуськалий» и Белорусский металлургический завод закупили свои локомотивы, а кто будет гарантировать безопасность движения, отвечать за это? – рассуждает член профильной парламентской комиссии Александр Удодов. – Они должны будут получить разрешение национального перевозчика, чтобы выехать на пути общего пользования. Поэтому корректировки в правовых основах развития БЖД необходимо детально продумать».

По мнению экспертов, на эффективности происходящих на евразийском пространстве интеграционных процессов могут сказаться – и, вероятно, сказываются – внешние факторы. «ЕЭС формируется в непростых глобальных условиях – это прежде всего угроза повторения кризиса 2008–2010 годов, который достаточно серьёзно ударил по Белоруссии, России и Казахстану, – говорит директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Белоруссия) Арсений Сивицкий. – Как правило, кризисные явления сопровождаются феноменом достаточно жёсткого протекционизма со стороны национальных экономик. И в условиях, когда мы формируем единое пространство четырёх свобод – капитала, услуг, рабочей силы, товаров, – этот протекционизм будет наносить вред интеграционной динамике».

Сделать интеграцию ресурсом развития экономик государств, участвующих в его создании, позволит реализация совместных масштабных проектов, уверены эксперты. Одним из таких проектов является создание Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК) Белоруссии, России и Казахстана, которая может увеличить доходы национальных железнодорожных перевозчиков трёх стран в несколько раз, а также дать импульс развитию транспортно-логистической сфере не только стран – участниц Таможенного союза, но и всей Евразии в целом.

Свои бонусы от евразийской интеграции очень надеется получить БЖД. «Через Белоруссию уже проходят около двух десятков контейнерных поездов, а с созданием ЕЭП есть потенциал многократного роста», – заявил начальник дороги Владимир Морозов.

Несмотря на то что на сегодняшний день практически вся торговля между Азией и Европой осуществляется относительно дешёвым морским способом, потенциал у железнодорожного транспорта есть, и немалый. Так, по оценкам Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Белоруссия), ОТЛК может перехватить около 7% морских перевозок. Конкурентные преимущества «железки» в том, что сухопутное расстояние между Европой и Азией почти в два раза меньше, чем по морю, что позволяет существенно сократить сроки транспортировки.

Документ|Подготовка

Автор: Инесса Германчук, соб. корр. «Гудка» в Белоруссии

Новости

16 ч
18 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости