Подписка 1520 - PDF

Ради единого транзита

Вторник, 22.07.2014 в 00:00
Ради единого транзита
Рабочая группа при Министерстве сообщения Латвии намерена призвать ведомство отменить введённую в начале года портовую пошлину. Она снижает транзитный потенциал страны, уверяют они. И железнодорожники с ними согласны.

Как уже сообщал «Гудок», поправки к закону «О портах», предусматривающие, что управления портов Риги, Вентспилса и Лиепаи обязаны вносить в госбюджет 10% от тоннажного, канального, якорного сбора, а также с малых судов, вступили в силу с 1 января 2014 года. Их инициировало Министерство экономики Латвии, в котором сочли несправедливым, что крупнейшие порты страны взимают плату с клиентов, но при этом госбюджету от их доходов ничего не достаётся.

«По модели деятельности порты, по сути, приравниваются к государственным и муниципальным хозяйственных обществам, целью которых является эффективное управление активами и повышение отдачи. Например, в виде дивидендов. Поэтому управления портов должны будут предоставить их уже в бюджет 2014 года», – поясняли в начале года в Минэкономики.

У поправок к закону было много противников. Среди них мэр Вентспилса и по совместительству председатель Латвийской ассоциации транзитного бизнеса Айвар Лембергс, который просил президента Латвии Андриса Берзиньша не подписывать законопроект. Он прогнозировал, что введение пошлин приведёт к увеличению портовых сборов, отпугнёт клиентов портов и тем самым снизит их конкурентоспособность.

Об угрозе конкурентоспособности латвийского транзитного коридора из-за введённых пошлин заявил на днях и руководитель Ассоциации портов Латвии Карлис Лейшкалнс. По его словам, рабочая группа при Министерстве сообщения (в которую входит и он сам) пришла к выводу о необходимости их отмены. Это одна из рекомендаций по улучшению управления и повышению конкурентоспособности латвийских портов, которые эксперты намерены представить ведомству. Господин Лейшкалнс также добавил, что к аналогичному выводу пришёл и в своём прошлогоднем исследовании Всемирный банк. В работе отмечалось, что введение дополнительных налогов для портов будет неправильным.

Против поправок ранее возражал и министр сообщения Латвии Анрийс Матисс. Чиновник также предсказывал удорожание портовых услуг и, как результат, многомиллионные убытки госбюджету. В железнодорожной госкомпании Latvijas dzelzcels c этой точкой зрения были солидарны. Впрочем, и сейчас тоже.

«Латвийская железная дорога поддерживает предложение об отмене портовых пошлин. Во-первых, потому, что мы входим в рабочую группу. Во-вторых, считаем, что всё, что потенциально повышает общие затраты транзитного коридора, одновременно снижает его конкурентоспособность на фоне других коридоров и в долгосрочной перспективе не выгодно для народного хозяйства в целом, – передала точку зрения топ-менеджмента LDz руководитель отдела общественных и корпоративных отношений дирекции по коммуникации компании Линда Штокмане. – При этом и государство, устанавливая новые пошлины с целью скорейшего сбалансирования бюджета, в более отдалённом будущем рискует налоговыми поступлениями от отрасли».

Вместе с тем, отмечают в компании, в своём нынешнем виде негативное финансовое влияние пошлины на отрасль несколько уменьшено. Правила кабинета министров (№ 339 от 17.06.2014) предусматривают, что портовые управления получают бюджетные дотации в размере 90% всех поступлений от уплаты пошлины, тогда как оставшиеся 10% предусмотрены в качестве дотаций для бюджетной программы «Управление, содержание и обновление государственных автодорог».

«То есть отрасль в целом в 2015 году теряет – а автодороги получают – немногим более 0,5 млн евро. Это разумный компромисс в условиях, когда решение о портовых пошлинах принято. Однако, в сущности, он подразумевает перечисление денег «туда-сюда», что, естественно, повлияет на денежные потоки портовых управлений, а этому в конечном итоге затруднительно подыскать рациональное обоснование, – отметила представитель LDz. – По этой причине было бы намного целесообразнее отменить упомянутую пошлину, а для тех 1,5 млн евро, что, без сомнения, имеют важное значение с учётом состояния наших автодорог, найти иные источники».

Вместе с тем динамика транзитных перевозок по инфраструктуре компании через порты страны за первое полугодие положительная, добавила Линда Штокмане. По сравнению с показателем прошлого года объём увеличился на 7,8% – до 25,6 млн тонн.
Законодательство|Конкуренция

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

42 м
52 м
1 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости