Подписка 1520 - PDF

Доложить заранее

Вторник, 22.07.2014 в 00:00
Доложить заранее
В сентябре 2013 года на коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было утверждено решение «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом». Это решение, которое должно в несколько раз сократить время ожидания при оформлении разрешительных таможенных документов, должно быть введено в действие с 1 октября этого года. ОАО «РЖД» разработало все процедуры и готово начать практическое тестирование системы уже с 1 сентября.

– Андрей Александрович, какие обязанности это решение ЕЭК накладывает на железнодорожного перевозчика?
– Эти обязательства достаточно серьёзны. В соответствии с пунктом 2 перевозчик обязан предоставить предварительную информацию по товарам не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Помимо этого, перевозчику предписано собрать необходимые для предварительного информирования сведения, обработать их, консолидировать и передать в структурированном электронном виде в автоматизированную систему ФТС России. Если учесть, что по сухопутным погранпереходам ТС, расположенным на территории России, в среднем ежесуточно принимается около 200 поездов, то в Автоматизированной интегрированной системе электронного взаимодействия ОАО «РЖД» (АИСЭВ) требуется сформировать и передать в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (ЕАИС ТО) столько же сообщений о грузах (товарах), планируемых к ввозу на российскую территорию, в форме так называемого «контейнера». Этот «контейнер» содержит информацию о поезде, вагонах, транспортных (перевозочных) документах и сведений из них, а также из коммерческих документов. На формирование этого сообщения требуются данные из железнодорожных накладных, передаточных или вагонных ведомостей, коммерческих документов. В результате приёма электронного сообщения от ЕАИС ТО будет получен уникальный идентификационный номер – УИН, подтверждающий предоставление предварительной информации в ФТС. Решение задачи нетривиальное: для автоматической обработки и консолидации данных разработан сложнейший механизм, в котором задействован целый комплекс автоматизированных систем управления перевозками и сбытом.

– Следовательно, перевозчик должен обладать всей необходимой электронной информацией ещё до того, как поезд пересечёт государственную границу. Каким образом выстроены электронное взаимодействие с ФТС и работа РЖД по сбору и консолидации этой предварительной информации?
– Да, у нас должна быть заранее вся необходимая информация о товаре. Причём желательно, чтобы она, в свою очередь, была предоставлена в ОАО «РЖД» не менее чем за 4 часа до пересечения границы. Это позволит обеспечить своевременную передачу этой информации в таможню.

Электронное взаимодействие между таможенными органами и перевозчиком строится на обмене в электронной форме документами, сведениями, авторизованными сообщениями, подписанными электронной подписью (ЭП). Электронный обмен осуществляется между ГВЦ ОАО «РЖД» и ЦИИТУ ФТС России в режиме времени, близком к реальному. При этом документооборот строится по схеме централизованного взаимодействия с использованием средств криптографической защиты информации, электронных подписей, сертификатов ключей проверки этих подписей, включая требования по обеспечению информационной безопасности.

Электронный документооборот представляет собой новую информационную технологию, обеспечивающую оформление в электронном виде транспортных документов, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов в международном сообщении и подписанных электронной подписью, а также доставку и выдачу этих электронных документов по принадлежности участникам перевозочного процесса.

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 3 решения коллегии ЕЭК, если товары предполагаются к помещению под процедуру таможенного транзита в месте прибытия, то требуется дополнительно представить предварительную электронную информацию из коммерческих документов. ОАО «РЖД» сейчас не имеет этих сведений в структурированном виде. Чтобы выполнить эту обязанность перевозчика, разрабатывается портал предварительного информирования на сайте rzd.ru.

Этот портал даст возможность принимать сведения от заинтересованных лиц в осуществлении международной грузовой железнодорожной перевозки и последующей консолидации этих сведений. Эти лица должны будут пройти процедуру авторизации на сайте РЖД.

Портал будет предусматривать техническую возможность заинтересованным лицам предоставить перевозчику или его уполномоченному таможенному представителю по каждой товарной партии комплект транспортных и товаросопроводительных документов посредством ввода в экранные формы портала или загрузки электронных формализованных документов в формате Альбома форматов электронных форм документов ФТС России. Запуск портального решения запланирован в сентябре 2014 года.

– Что позволило в такие короткие сроки создать интегрированную с таможенной службой ИТ-инфраструктуру?
– ОАО «РЖД» является компанией, в которой информатизация рассматривается как один из основных инструментов бизнеса. Здесь создана мощная ИТ-инфраструктура, которая представляет собой систему 17 вычислительных центров. Они находятся на всех железных дорогах и встроены в развитую многоуровневую вычислительную сеть, базирующуюся на современных телекоммуникационных и компьютерных технологиях.

Телекоммуникационная инфраструктура РЖД, увязываемая с соответствующими сетями связи железных дорог Европы и Азии, обеспечивает реализацию информационных технологий на железнодорожных направлениях, входящих в евро-азиатские транспортные железнодорожные коридоры. При этом имеется возможность использования стандартных протоколов и интерфейсов, администрирования сети, информационных ресурсов и межсетевого взаимодействия, также используются международные стандарты обмена информацией с иностранными железными дорогами – UN/EDIFACT. Всё это позволило создать единое информационное пространство на сети железных дорог и инструменты для электронного обмена данными с иностранными дорогами, парт­нёрами, клиентами.

И здесь важно остановиться именно на развитии информационного взаимодействия с иностранными железными дорогами. Электронный обмен данными (ЭОД) происходит между информационными системами РЖД и иностранных железных дорог на основании соглашений об ЭОД по факту приёма груза к перевозке с последующей передачей информации на приграничные станции для заблаговременного оформления перевозочных документов. Первое соглашение об ЭОД было подписано ещё в 2002 году с «Финскими железными дорогами». Уже через два года, в 2004 году, были заключены аналогичные соглашения с Белорусской, Латвийской и Украинскими железными дорогами. В настоящее время ОАО «РЖД» имеет действующие соглашения об ЭОД с одиннадцатью иностранными железнодорожными компаниями. Вся эта кропотливая, более чем 10-летняя работа позволила создать основу для внедрения инновационных ИТ-решений в области электронного документооборота на железнодорожном транспорте. И результат не замедлил себя продемонстрировать: нам потребовалось минимальное время, чтобы доработать программные РЖД, выполнить требования ФТС и получить от иностранных дорог сведения, требуемые для предварительного информирования.

Технологические и технические решения, которые будут применяться для предварительного информирования ФТС, идентичны уже опробованным в течение последних двух лет активного электронного сотрудничества между таможней и железной дорогой.

Интеграция|Управление

Комментарий |


В соответствии с пунктом 3 решения коллегии ЕЭК, если товары предполагаются к помещению под процедуру таможенного транзита в месте прибытия, то требуется дополнительно представить предварительную электронную информацию из коммерческих документов. ОАО «РЖД» сейчас не имеет этих сведений в структурированном виде. 


Автор: Сергей Плетнев

Новости

7 ч
7 ч
7 ч
8 ч
8 ч
13 ч
14 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54