Подписка 1520 - PDF

В ожидании чуда

Вторник, 22.07.2014 в 00:00
В ожидании чуда
Нацбанк Белоруссии решил снизить ставку рефинансирования. Это должно облегчить доступ к кредитным ресурсам для реального сектора и стимулировать подъём экономики. Пока об успехах говорить сложно: целый ряд индикаторов, в том числе КаргоИндекс, указывает на «застой».

К середине года белорусская экономика подошла с не самыми выразительными результатами. Согласно официальному прогнозу, в 2014-м рост ВВП страны должен ускориться с прошлогодних 0,9% до 3,3%. Однако до таких цифр ещё далеко. По данным Белстата, за пять месяцев (это пока самая актуальная информация) показатель составил лишь 1,5%.

И серьёзных предпосылок для того, чтобы наступил перелом, не видно. Хотя власть предпринимает определённые попытки стимулировать подъём. Большие надежды связаны с изменением инвестиционных настроений, что, очевидно, необходимо: объём капитальных вложений за пять месяцев сократился в годовом сравнении на 6,5% (в январе – апреле было минус 5,4%), в том числе в мае – сразу на 12,1%.

«Лекарством» от этой «болезни», по мнению кабмина, должно стать повышение доступности заёмных средств. «Будет решена системная задача: снижена стоимость кредитных ресурсов, процентные ставки на рынке вернутся к нормальным значениям», – заявил в июле на церемонии вручения наград лучшим работникам промышленности премьер Михаил Мясникович. Впрочем, он не уточнил, какой уровень можно считать приемлемым.

Стоимость заимствований напрямую зависит от ставки рефинансирования. А она после валютного кризиса 2011 года, когда Нацбанк вынужден был ужесточить денежно-кредитную политику, держится на высоком уровне. К началу года ставка составляла 23,5%. По прогнозам правительства, к концу декабря она должна опуститься до 14–16% при инфляции в 11,1%.

Однако цены по итогам первого полугодия уже выросли на 10,2%. По словам главы Нацбанка Надежды Ермаковой, к концу года ожидается 16–17%, что даст возможность довести ставку до 18–20%. То есть заявленные ранее правительством планы выполнены не будут. А вот нынешние обещания выглядят реальными: с 16 июля Нацбанк понизил ставку до 20,5%.

Ещё один вопрос, который власти пытаются решать, связан с наращиванием экспорта. После кризиса-2011, одной из основных предпосылок к которому было значительное отрицательное сальдо торгового баланса, эта задача постоянно называется в числе приоритетных. Однако столь же стабильно она не выполняется. Так, за пять месяцев нынешнего года экспорт просел на 2,3%. Это немного лучше итогов января – апреля (3,9%). Но тонкость в том, что импорт в стоимостном выражении продолжает превалировать. В итоге отрицательное сальдо достигло $1,5 млрд.

Не лучшим образом чувствует себя и промышленность. По последним данным Белстата, в июне промпроизводство выросло на 0,4% к тому же периоду 2013 года. Это скромнее результата мая (плюс 2,9%). Но такой поворот предсказуем, так как рывок последнего месяца весны шёл от низкой базы. При этом сохраняются высокие запасы: к июню на складах скопилось 85,2% среднемесячного объёма производства.

Наиболее актуальные данные о работе железных дорог Белоруссии пока датируются маем. В этом месяце объём погрузки увеличился на 9,4%. Здесь высокий результат также отчасти обеспечил статистический эффект. Тем не менее, эти перемены позитивно сказались на динамике регионального КаргоИндекса. Темп роста индикатора, вычисленного к аналогичному периоду предыдущего года, составил 4,7%.

Наилучший результат из входящих в состав КаргоИндекса грузов продемонстрировали минеральные удобрения (их погрузка увеличилась в мае сразу на 39,8%). Главным образом это связано с работой «Беларуськалия», который за пять месяцев отправил потребителям 4,2 млн тонн продукции, что на 28,8% больше объёма того же периода 2013 года. Как сообщил замглавы компании по коммерческим вопросам и логистике Андрей Рыбак, с сентября планируется поочерёдно приостановить работу каждого из четырёх рудоуправлений для проведения плановых ремонтов. Это скажется на объёмах выпуска, но, вероятно, не сильно отразится на темпе роста: сравнение будет вестись с достаточно скромными показателями минувшего года, когда «Беларуськалий» после разрыва отношений с российским «Уралкалием» испытывал сложности со сбытом.

Существенно прибавила в мае также погрузка лесных грузов (рост на 38,4%). Это может быть связано с планами властей ввести ограничения на экспорт сырой древесины. Как ранее говорил министр лесного хозяйства Михаил Амельянович, в 2014–2015 годах будет полностью закончена модернизация предприятий «Беллесбумпрома», и весь «кругляк» будет поставляться им на переработку.

Возросла также погрузка цемента (в мае на 15,4%). Главной новостью для его производителей стали действия регуляторов. Минэкономики (в Белоруссии оно выполняет функции антимонопольной службы) отменило приказ Минстройархитектуры, по которому заводы должны были устанавливать единые отпускные цены для внутреннего рынка.

В плюсе также была погрузка нефтяных грузов (рост на 11,3%). Отрасль постоянно генерирует новые планы модернизации и развития. В июле НПЗ «Нафтан» заявил о намерении построить установку по производству метилтретбутилового эфира, который применяется в качестве добавки к моторным топливам. Сейчас эта продукция поставляется из России. Однако конкретные сроки реализации проекта и объёмы производства пока не уточняются.

Сократилась в последний месяц весны погрузка строительных грузов (на 4%). Это вполне соотносится с резким падением вложений в строительно-монтажные работы (на 11,5%), что вновь напоминает о проблеме инвестиционной паузы в Белоруссии.

Кроме того, на 6,1% уменьшилась погрузка чёрных металлов. По словам гендиректора Белорусского металлургического завода Анатолия Савенка, сейчас в отрасли «не самые блестящие времена», что связано с мировой конъюнк­турой. Заметных улучшений он ждёт лишь в 2017 году.

Уменьшилась и погрузка зерна (на 6,5%). Но вскоре ситуация может измениться: по оценкам специалистов Национальной академии наук, в этом году урожай может составить 10 млн тонн (в 2013-м было 7,6 млн тонн). Но, по словам главы Минсельхозпрода Леонида Заяца, пока готовность к уборочной кампании составляет лишь 90%.

КаргоИндекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

8 ч
9 ч
9 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости