Подписка 1520 - PDF

Всё стандартно

Четверг, 10.07.2014 в 00:00
Всё стандартно
Со второго августа 2014 года в России, Белоруссии и Казахстане вводятся в действие три регламента Таможенного союза по железнодорожному транспорту. О том, как это отразится на безопасности железнодорожных перевозок трёх государств, «Гудку-1520» рассказал заместитель руководителя департамента технической политики ОАО «РЖД» Сергей Лёвин.

– Сергей Алексеевич, готовы ли страны Таможенного союза принять эти новые регламенты?
– Эти три железнодорожных регламента были в установленном порядке разработаны, согласованы и приняты в трёх странах ещё в 2011 году с отсрочкой их вступления в силу на три года. При их разработке был использован европейский опыт, и в них установлены минимальные необходимые требования по безопасности к продукции. Поэтому здесь вопрос не о том, готовы ли государства ввести эти новые технические регламенты в области железнодорожного транспорта, а готовы ли производители железнодорожной продукции трёх стран выпускать продукцию, соответствующую требованиям технических регламентов? Это, кстати, не только подвижной состав, но и рельсы, щебень и другие виды продукции, необходимые для строительства и содержания железнодорожной инфраструктуры.

– А наши российские машиностроители соответствуют новым требованиям?
– Многие российские компании, производители железнодорожной техники принимали самое активное участие на протяжении шести лет в разработке стандартов, в которых содержатся конкретные требования к продукции. Для разработки межгосударственных стандартов был создан межгосударственный технический комитет МТК-524. Возглавляет технический комитет старший вице-президент ОАП «РЖД» Валентин Гапанович, одновременно он является президентом Некоммерческого объединения производителей железнодорожной техники. Собственно, МТК-524 и некоммерческое партнёрство и финансировало разработку этих стандартов.

Все основные стандарты на грузовые вагоны, тепловозы, электровозы, электропоезда и другую технику приняты, и лишь немногие методы для оценки соответствия находятся на утверждении либо на завершающей стадии. Те, что остались – это методы оценки, стандарты на промышленный транспорт или на составные части. На наш взгляд, оставшиеся стандарты не будут востребованы ещё 2–3 года, потому что такая продукция выпускаться ещё не будет, на неё нет потребителей. Так что, в основном, всё готово. Правда, как показывает опыт, никакой перечень стандартов не может быть окончательным: жизнь идёт, выпускается новый подвижной состав с новыми характеристиками, поэтому перечни стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами, регулярно меняются.

Не должно быть проблем и в Казахстане и Белоруссии, там так остро вопросов не ставят. Наши партнёры готовят свои производства, лаборатории, органы сертификации. Поэтому особых вопросов сейчас уже нет, просто нужно работать в заданном направлении.

– Как эти новые регламенты отразятся на безопасности железнодорожных перевозок?
– Здесь нужно чётко понимать: технические регламенты устанавливают требования именно к продукции, а не к эксплуатации железнодорожного транспорта. Эксплуатация определяется документами федерального уровня – Федеральным законом «О железнодорожном транспорте» и Правилами технической эксплуатации (ПТЭ). А в статье 1 каждого технического регламента указано, что данный технический регламент устанавливает требования, к примеру, на вновь разрабатываемый подвижной состав, его составные части, выпускаемые в обращение, а на эксплуатацию он не распространяется!

Для предпринимателей было три года, чтобы подготовиться к введению регламентов. С другой стороны, технический регламент предусматривает и тот вариант, когда на данный момент каких-то стандартов, которые определяют какие-то требования, не будет. В статье 6 в этом случае указано, что заявитель, желающий декларировать, что его подвижной состав соответствует всем требованиям безопасности, предлагает свои доказательства этого. Перечень документов указан в пункте 18 этой статьи 6.

Производители железнодорожной техники и материалов должны понять: это реальный конкурентный рынок, на котором установлены минимально необходимые требования по безопасности, и они отражены в регламентах. Поэтому производители должны внимательно изучить эти регламенты и найти свои плюсы, конкурентные преимущества.

– А каким-то образом можно оценить качество проведённой работы по созданию регламентов?
– Ну, к примеру, можно посмотреть на национальный стандарт по рельсам. Никогда не было такого стандарта: он охватил практически всё прогрессивное, что есть в мире, все виды рельсовой продукции. По этому стандарту можно предъявить требования к любому рельсу – к японскому, американскому или к новым твёрдозакалённым, которые выпускают у нас. Всю существующую продукцию можно сертифицировать в соответствии с техническим регламентом.

Содружество|Законодательство

Комментарий |


У железнодорожных предприятий государств Таможенного союза было три года, в течение которых они могли подготовиться к новым требованиям. Если кто-то не успел – это его головная боль. Производство железнодорожной техники и материалов – это рынок, в котором каждый предприниматель должен найти свои конкурентные преимущества.


Автор: Сергей Плетнев

Новости

10 ч
11 ч
12 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости