Подписка 1520 - PDF

Дорогой комфорт

Четверг, 10.07.2014 в 00:00
Дорогой комфорт
Перевозки контрейлерным поездом «Неман» (совместный проект Литвы и Белоруссии) автоперевозчикам не выгодны, однако железнодорожники продолжают сохранять оптимистичный настрой.

Первую пробную контрейлерную перевозку железные дороги Белоруссии и Литвы осуществили в ноябре 2013 года. Насколько успешным окажется этот проект, тогда не мог предсказать никто: такой вид грузоперевозок в Белоруссии развит не был. Тем не менее шанс на успех у двух железнодорожных администраций был, и большой.

Проблема очередей из грузовых автомобилей на белорусско-литовской границе давно стала притчей во языцех. После того как в нынешнем году литовские таможенники стали требовать у водителей фур в письменном виде декларировать ввозимое топливо, очереди стали ещё длиннее. Въезжающим в Литву из Белоруссии дальнобойщикам приходилось стоять на границе по двое суток.

Белорусская железная дорога и АО «Литовские железные дороги» представили автоперевозчикам альтернативный способ пересечения границы – контрейлерный поезд «Неман», перевозящий на спецплатформах большегрузные автомобили. С учётом таможенных процедур его время в пути из Минска в литовские Вильнюс или Каунас составляет 11 часов. В подготовке проекта участвовали таможенные и пограничные департаменты двух стран, ветеринарные и экспедиторские службы.

«Эта новая услуга имеет большой спрос, она предоставляет бизнесу больше возможностей для перевозки грузов через территорию нашей страны и позволяет уменьшить загруженность автомобильных дорог, и особенно в пограничных пунктах проверки», – сообщили в пресс-службе литовской «железки».

Перспективным направлением контрейлерные перевозки называют и в белорусской железнодорожной администрации. «Рассматривается возможность продления маршрута «Немана» до Клайпеды и Калининграда», – заявил на недавнем совещании руководителей хозяйств перевозок железных дорог государств – участников СНГ начальник службы перевозок Белорусской магистрали Иван Войтехович.

Несмотря на, казалось бы, очевидные преимущества контрейлерного поезда, белорусские автоперевозчики, однако, не спешат ставить на рельсы свои грузовики. За один рейс «Неман», способный перевезти 30 фур, набирает в Минске не более 5–7 машин. Литовцы пользуются этой услугой немного активнее.

Установленный тариф на перевозку – камень преткновения в соблюдении баланса интересов магистрали и автоперевозчиков. В настоящее время цена за перевозку в одну сторону одного тягача с полуприцепом составляет $260. При этом в ноябре-декабре 2013 года она была больше: перевозка из Литвы стоила $299, из Белоруссии – $355.

«Если бы было выгодно пользоваться этой услугой, у железнодорожников отбоя от автомобилистов не было бы», – высказали мнение в беседе с корреспондентом «Гудка» в белорусской компании, занимающейся международными грузоперевозками и ежедневно отправляющей в Европу 7 фур с грузом.

«В нашем случае железная дорога востребована только в двух случаях: если большие очереди на границе и если есть ограничение движения, допустим, летом это необходимость для водителей соблюдать температурный режим», – говорит заместитель генерального директора ТЭП «Белгрузавтотранс» Александр Кулик.

Согласно экономическим выкладкам компании за сутки простоя одной фуры на границе она теряет 120 евро. Поэтому ставить машины на поезд есть смысл только в том случае, если очередь достигает размера в два дня и более.

«По нашим подсчётам, цена за перевозку «Неманом» в $150 устроила бы любого перевозчика, и в итоге дорога зарабатывала бы на нём гораздо больше», – уверены в «Белгруз­автотрансе».
Для развития контрейлерных перевозок в стране необходимо создавать условия прежде всего на законодательном уровне, а также учитывать сложившуюся на рынке конъюнктуру, утверждают эксперты. В противном случае автомобильные перевозки зачастую оказываются выгоднее для грузовладельцев.

Как сообщил председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» (Минск) Николай Горбель, цены на автотранспортные перевозки в Белоруссии на протяжении последних двух лет постепенно снижаются. «Усугубляется ситуация с отсутствием грузов, а также падением ставок перевозчиков. В целом уровень цен на рынке транспортных перевозок упал в 2013 году на 20–25% к 2012 году», – отметил он.

В то же время литовское направление для Белоруссии имеет стратегически важное значение: каждая третья тонна грузов в Клайпедском порту белорусская. Соседнее государство обеспечивает оптимальные транспортно-логистические схемы доставки экспортно-импортных грузов, в том числе калийных удобрений, нефтепродуктов, чёрных металлов.

На территории стран Евросоюза контрейлерные перевозки успешно используются более 30 лет, и с каждым годом их доля продолжает расти. В настоящее время в Европе на рельсы поставлено 30% всего автомобильного грузопотока. В России, по оценкам экспертов, эта цифра в скором времени может достигнуть 25%.
Маршрут|Проблема

Автор: Инесса Германчук, соб. корр. в Белоруссии

Новости

23 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости