Подписка 1520 - PDF

Трудности пересчёта

Вторник, 01.07.2014 в 00:00
Трудности пересчёта
Киев рассчитывает на рост международной помощи и надеется на подписание соглашения об ассоциации с ЕС. По мнению властей, этот шаг позволит разогнать экспорт. Однако взвесить не только экономические перспективы, но и текущее положение дел сложно: статистика только начинает учитывать последствия политических процессов.

В этом году Украина стала главным ньюсмейкером постсоветского пространства. В последние недели наряду с тревожными сообщениями с бурлящего востока интерес был прикован к газовым переговорам с Россией. Несмотря на посредничество ЕС, заинтересованного в украинском тразитном маршруте, достичь компромисса не удалось. Стороны не сошлись ни в цене, ни в объёмах накопленных Украиной долгов. 
В итоге с июня был включён режим предоплаты, то есть топливо в страну не поставляется до погашения счетов. Между тем средства на выплату долга закладывались в пакет поддержки МВФ. Первый транш в $3,2 млрд уже перечислен. А на днях в Киев прибыла миссия фонда, которая решит, будет ли переход к следующему этапу (всего МВФ готов выделить $17 млрд). Власти Украины говорят, что соблюдают все условия. Действительно, уже повышены цены на газ для внутренних потребителей, «отпущен» курс гривны. От помощи зависит многое: без неё страну ждёт дефолт. Но теперь власти рассчитывают, что поддержка будет большей, чем говорилось раньше. «Наши партнёры, надеюсь, будут учитывать все новые вызовы», – сказал премьер Арсений Яценюк.

Ещё один важный аспект – соглашение об ассоциации с ЕС. На момент ухода номера в печать договор ещё не подписан. Но если учесть, что отказ предыдущих властей от него был формальной причиной протестов в Киеве, можно предположить, что новый президент Пётр Порошенко сделает это.
Ключевая составляющая соглашения – создание зоны свободной торговли с ЕС, что предполагает обнуление пошлин. Это вызывает беспокойство в России. «Если мы сохраним нулевые ставки (для Украины. – Ред.), то европейские товары будут транзитом поступать на нашу таможенную территорию, чего мы допустить не можем», – заявил Президент РФ Владимир Путин.

При нынешних отношениях Киева и Москвы говорить о расцвете торговли сложно. А в иное время Украина поставляла в Россию товары на крупные суммы ($15 млрд в 2013 году, $17 млрд в 2012-м). Получится ли в таком объёме работать в Европе – вопрос. Впрочем, киевские власти никакой угрозы не видят. Глава Минэкономразвития Павел Шеремета заявил, что экономика однозначно выиграет. Он говорит, что при благоприятном варианте производители Украины увеличат поставки за рубеж «почти на треть».

В текущих условиях, конечно, желательно избежать потрясений. В июне Госстат подтвердил сокращение ВВП страны в первом квартале на 1,1% (в октябре – декабре был рост на 3,7%). А Арсений Яценюк, выступая в Раде с докладом, оценил падение ВВП по году на 5% (такого же мнения придерживаются многие эксперты). Однако не ясно, как учитываются потеря Крыма и Севастополя, а также процессы, происходящие на Донбассе и в Луганской области.

Тем временем началась публикация статистических отчётов без Крыма и Севастополя. Даже оставив за скобками их точность (это касается достоверности данных с востока), сложно проводить анализ. Ведь не ясно, произведён ли корректный пересмотр базы. Поэтому все цифры нужно рассматривать с определёнными допущениями. Как бы то ни было, Нацбанк сообщил, что его Индекс выпуска в апреле (это самые свежие данные) сократился на 6,2% против потери 3,4% в марте. Объём погрузки железных дорог Украины (это сведения Госстата) в январе – мае вырос на 0,3%. Расчёт КаргоИндекса на основании этой статистики показывает, что его абсолютное значение в апреле и мае составляло 115%. В годовом сравнении показатель демонстрирует разнонаправленную динамику – рост на 1,6% в мае и снижение на 1,3% месяцем раньше.

Одним из драйверов оказалась погрузка чёрных металлов, что странно на фоне сведений о сокращении металлургического производства. Возможно, это связано с отгрузкой выпущенной ранее продукции, ведь ситуация на внешнем рынке неплохая: мировые цены прекратили снижение, а ослабшая гривна повысила конкурентоспособность украинской продукции.

Рост отмечается в погрузке каменного угля. Но это отчасти обусловлено эффектом сравнения с низкой базой: в прошлом году в отрасли была острая проблема со сбытом. Как долго будет сохранятся позитивный тренд, не ясно. Ко всему прочему добавились проблемы на западе – шахтёры из Львовской области уже приостанавливали добычу, требуя выплат долгов по зарплате.

Заметно возросла также погрузка зерна. Интенсификация экспорта идёт уже не первый месяц, и поставки за рубеж превысили 30 млн тонн, что почти на 10 млн тонн лучше результата прошлого года. 
КаргоИндекс|Украина

Реплика
В досье

КаргоИндекс позволяет отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. В расчётную базу индикатора Украины входят шесть наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, марганцевые и железные руды, зерно и продукты перемола, а также строительные материалы. Вместе они формируют 2/3 общего объёма погрузки. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Пересчёт «весов» производится регулярно. Корректировка ведёт к изменениям значений показателя и способствует более точному отражению им происходящих процессов. Размерность КаргоИндекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Его данные в годовом сравнении сопоставимы со значениями Индекса выпуска в базовых отраслях Нацбанка Украины. Анализ структуры КаргоИндекса позволяет делать выводы о роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.gudok.ru/cargoindex.

Автор: Юлия Громадская

ТЭГИ: УКРАИНА | ЗЕРНО | УГОЛЬ | МЕТАЛЛ | ИНДИКАТОР | ТРАНСПОРТ

Новости

5 ч
5 ч
5 ч
6 ч
6 ч
11 ч
12 ч
1 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54