Подписка 1520 - PDF

Выгодный компромисс

Вторник, 01.07.2014 в 00:00
Выгодный компромисс
Россия на 10 лет вперёд согласовала объёмы поставок нефти на переработку в Белоруссию. При этом часть пошлин от экспорта произведённых в итоге продуктов Минск сможет оставить себе. Всё это для него крайне важно.

В конце мая Россия, Казахстан и Белоруссия подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это событие имеет большое значение хотя бы потому, что аналогичных по силе интеграционных процессов на постсоветском пространстве ещё не было. Но для Белоруссии рассматривать произошедшее имеет смысл в увязке с решением принципиального для неё вопроса: о поставках нефти из России.

Раньше Москва без особого желания давала обещания на этот счёт. Зачастую согласовывались квартальные балансы, причём было впечатление, что торг идёт до последнего. Теперь объёмы определены надолго – до 2024-го Белоруссия будет получать по 23–24 млн тонн нефти в год. То есть, сказал член совета Евразийской экономической комиссии Сергей Румас, НПЗ страны будут полностью обеспечены сырьём. При этом в белорусском бюджете будут оставаться $1,5 млрд пошлин от экспорта нефтепродуктов в год. Это важно для страны, всё ещё переживающей последствия потрясений 2011 года. Тогда кризис, вызванный многолетним отрицательным сальдо торгового баланса, вылился в резкую девальвацию и стал реальным шоком.

Cоглашение с Москвой подра­зумевает почти равный раздел пошлин. Раньше Белоруссия перечисляла в Россию все сборы (в 2013-м – $3,3 млрд). Но президент Александр Лукашенко давно настаивал на переменах. И в рамках подготовки к подписанию договора по ЕАЭС на фоне украинского кризиса удалось найти компромисс. При этом не менее 1 млн тонн нефтепродуктов Белоруссия будет отправлять в Россию (в этом году может быть даже больше).

«Нефтяные» соглашения, очевидно, станут неплохим подспорьем для экономики Белоруссии. Тем более что пока дела идут неважно. ВВП в январе – мае увеличился на 1,5% в годовом сопоставлении. Казалось бы, неплохо, учитывая провал января-февраля. Но лучшее объяснение дал Александр Лукашенко: он сказал, что повода для радости нет, так как завершились начатые ранее проекты. В будущем на подобное надеяться сложно: одна из проблем – инвестиционная пауза. За пять месяцев объём вложений упал на 6,5%.

Отдельно можно остановиться и на проблемах в промышленности. В январе – мае объём производства сократился на 1,3%. Это лучше, чем было раньше (за январь – апрель минус 3,4%). Но «прорыв» мая (рост на 2,9%) во многом обеспечен низкой базой: в 2013-м в это время выпуск резко просел. Причём те потери несопоставимы с нынешним ростом. И по-прежнему высоки запасы – 85,2% от среднемесячного объёма. Это даже хуже, чем было, когда президент говорил о «рекорде».

Всё это коррелирует с данными о работе транспорта. В январе – мае, по данным Белстата, объём грузоперевозок уменьшился на 1,7% к тому же периоду 2013 года. Железнодорожный транспорт на общем фоне выглядит неплохо (погрузка за пять месяцев увеличилась на 1,6%), но вновь важен эффект базы (в январе – мае 2013-го было сокращение на 3,2%).

При этом непосредственно в последний месяц весны погрузка выросла на 9,4% (в апреле было плюс 5,9%). В результате абсолютное значение КаргоИндекса в мае составило 140,7%, что на 7,7 пункта выше итога предыдущего месяца. В годовом сопоставлении темп роста индикатора составил 4,7%, что также лучше апреля (2,5%).

Из входящих в расчётную базу КаргоИндекса грузов наибольший рост в процентном выражении показали удобрения (в мае погрузка прибавила 39,8%, в апреле было 32,1%). И вновь можно говорить о базе – в прошлом году на фоне разрыва отношений «Уралкалия» и «Беларуськалия» (раньше они координировали сбытовую политику) показатели не впечатляли. Сейчас российская компания хочет восстановить партнёрство. «Дмитрий Мазепин, наш акционер, встречался с Александром Лукашенко. Ждём развития ситуации», – сказал в интервью «Интерфаксу» глава «Уралкалия» Дмитрий Осипов. Однако не факт, что сближение пойдёт гладко. Президент уже заявил об очереди желающих работать с «Беларуськалием». «Они к нам бегут, уже почти ползут на коленях. Мы пока обходимся», – сказал он, подчеркнув возможность работать без «Уралкалия».

Высокими темпами прибавляет также погрузка лесных грузов (на 38,4% в мае и на 27,1% в апреле). Надо сказать, что в текущем году объёмы перевозок леса в Белоруссии стабильно растут. Происходит это на фоне заявлений властей о намерении запретить вывоз необработанной древесины.

Неплохо выглядит цемент (погрузка выросла на 15,4% в мае). Однако динамику сложно назвать ровной (в апреле было плюс 3,8%). Правительство собирается поддержать производителей и возместить им проценты за пользование банковскими кредитами. В 2007-м было решено нарастить выпуск цемента в Белоруссии до 10 млн тонн, чтобы покрыть дефицит на внутреннем рынке. Для решения задачи на трёх предприятиях стали строить линии по производству «сухим» способом. Общая стоимость программы составила $1,3 млрд – для её покрытия и привлекались кредиты. В 2012–2013 годах новые линии заработали, проблемы внутреннего рынка удалось решить. Однако власти признают, что продукция не находит сбыта за рубежом.

Кроме того, в мае в уверенном плюсе была погрузка нефти и нефтепродуктов (на 11,3%). Это лучше данных предыдущих месяцев (в апреле была прибавка на 1,1%, а в первом квартале показатель держался ниже прошлогодних отметок). Помимо договорённости о поставках сырья из России значимыми являются новости о приватизации белорусских НПЗ. На продажу выставляется важный актив – пакет Мозырского завода. Но посол России Александр Суриков предположил, что интерес к нему может быть невелик, «потому что слишком жёсткие условия: сохранение численности работающих, увеличение переработки на 10 млн тонн». «У нас (российских компаний. – Ред.) другие критерии – не валовые объёмы, а прибыль», – сказал он и заметил, что сейчас «глубина переработки – 72% – не даёт высокой экономики». Однако ситуация меняется. На днях завершилась доставка оборудования для комплекса гидрокрекинга тяжёлых нефтяных остатков на Мозырский НПЗ, в июле завод начнёт их монтаж. Это самый крупный проект, предусмотренный его программой развития. Ожидается, что благодаря этому НПЗ увеличит глубину переработки до 90%, всё выпускаемое топливо будет отвечать евростандартам.
КаргоИндекс|Белоруссия

Реплика
В досье

 КаргоИндекс – транспортный индикатор, созданный газетой «Гудок» и позволяющий отслеживать изменения в реальном секторе экономики через данные о погрузке железных дорог. Расчёт показателя для России, Украины и Белоруссии ведётся по единой методике. В расчётную базу индекса для Белоруссии входят семь наиболее важных для экономики грузов: чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, зерно и продукты перемола, химические и минеральные удобрения, лесные грузы, а также строительные материалы и цемент. Весовые коэффициенты для каждого груза рассчитаны в зависимости от выручки организаций, специализирующихся на соответствующем виде экономической деятельности. Размерность КаргоИндекса – проценты, точка отсчёта – январь 2006 года (100%). Значение показателя можно сопоставлять со значением за аналогичный период предыдущего года. Анализ структуры КаргоИндекса позволяет в ежемесячном режиме делать выводы об изменениях роли каждой отрасли в экономике страны. Подробная методика представлена на сайте www.cargoindex.ru.

Автор: Юлия Громадская

ТЭГИ: МИНСК | МОСКВА | СОГЛАШЕНИЕ | НЕФТЬ

Новости

7 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54