Подписка 1520 - PDF

Готовы к спору

Среда, 11.06.2014 в 00:00
Готовы к спору
Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и Евразийская экономическая комиссия представили результаты исследования о состоянии автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Эксперты считают, что с созданием ЕЭП есть определённые риски для железнодорожной отрасли по перетоку грузов на автотранспорт. Но в конечном итоге в выигрышной ситуации окажется потребитель: стоимость перевозимых грузов должна снизиться.

Маршруты поделят?
Как отметил консультант постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Александр Забоев, в рамках Единого экономического пространства усилится конкуренция между самими автоперевозчиками с учётом того, что рынок перевозок будет либерализован и исчезнет разрешительная система.

То есть не потребуется получать никаких разрешений на перевозки грузов между любыми точками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Таким образом, на рынок перевозок России и Казахстана получат доступ белорусские перевозчики и наоборот. Договор о создании Евразийского экономического сообщества, которое начнёт функционировать с 1 января 2015 года, был подписан главами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 года.

«В условиях не совсем простой ситуации в экономике, при сокращении объёмов производства и торговли усиление конкуренции приведёт к давлению на тарифы. Возможно, произойдёт ещё большее давление на тарифную составляющую в области автоперевозок, которое будет оказывать негативное влияние с точки зрения переключения грузопотоков между железнодорожным и автомобильным транспортом. Есть определённые риски для железных дорог по продолжению перетока грузов с железной дороги», – сказал Александр Забоев. При этом Казахстан реализует проект автомобильного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Господин Забоев полагает, что подобное ускорение доставки товаров от казахстанско-китайской границы в Россию или к границе Белоруссии с Европейским союзом также будет иметь определённое влияние на конкуренцию. Он полагает, что приоритет автотранспорта перед железной дорогой будет составлять не столько по тарифам, сколько по скорости доставки. Любое усиление конкуренции – это вызов, который должен повысить конкурентоспособность отрасли в рамках ЕЭП. Проект создания «Объединённой транспортно-логистической компании» (ОТЛК) также лежит в русле повышения конкурентоспособности в рамках ЕЭП, полагает эксперт.

Александр Забоев полагает, что все эти факторы будут влиять на стоимость перевозки, что может привести к снижению стоимости перевозимых грузов. «При этом отталкиваться надо от вида груза. К примеру, перевозку угля нельзя сопоставлять с контейнерами. Перераспределение между видами груза, которые имеют высокую степень обработки, зависит от того, какой вид транспорта сможет предоставить более выгодные условия для перевозки», – подчеркнул Александр Забоев.

Одним из выводов исследования о состоянии автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве является то, что от автомобильного транспорта как одного из элементов цепи поставок зависит надёжность логистической цепи в рамках Таможенного союза и ЕЭП в целом. «Оценка автомобильного транспорта как одного из критериев рейтинга уровня развития логистики (LPI) свидетельствует о выравнивании положений государств – участников ЕЭП по этому показателю при одновременном отставании от стран-лидеров и ближайших соседей – Польши и стран Балтии. При этом показатель развития международных перево­зок грузов для участников ЕЭП, как правило, хуже, чем общее значение рейтинга. Для Беларуси уровень развития международных перево­зок выше общего рейтинга страны, и по этому показателю она лидирует в ЕЭП. При этом Казахстан демонстрирует лучшие показатели по срокам доставки. Эксперты отметили, что Россия по качеству инфраструктуры, компетентности персонала и контролю движения груза имеет лучшие показатели в ЕЭП», – отмечается в исследовании IRU.

В отчёте также сообщается, что до настоящего времени в государствах – членах ЕЭП не завершено формирование опорной сети федеральных автодорог, связывающей все регионы этих стран. Однако ускоренными темпами идёт формирование транспортных коридоров по направлениям «Север – Юг» и «Запад – Восток», где большие успехи достигнуты при создании автодорожного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Наибольшее внимание этому процессу уделяется в Беларуси и Казахстане. При этом формирование сети придорожного сервиса вдоль магистральных автомобильных дорог существенно отстаёт.

Начальник отдела транспортного контроля транспортной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Думан Дуйсенбай отметил, что основной показатель автомобильного транспорта, по которому рассматривалась его эффективность, это сокращение порожнего пробега. «Был изучен опыт Европейского союза и Североамериканского альянса. По итогам договорённостей трёх сторон мы пришли к следующему – для осуществления перевозок между этими государствами разрешений не требуется, в том числе внутри стран без разрешительной системы. Решено также принять программу каботажных перевозок с определением степени и условий за период 2016–2025 годы», – рассказал Думан Дуйсенбай. Вопрос рассматривался на уровне глав правительств России, Белоруссии и Казахстана. По предварительному согласованию программа перехода будет производиться в три временных этапа: 2016–2020 годы, 2020–2025 годы и с 2025 года. При этом Казахстан присоединится к программе с 2025 года, на первых двух этапах будут рассматриваться только отношения Белоруссии и России. А перевозки между государствами, не являющимися членами ЕЭП, будут по-прежнему регламентироваться двусторонними договорами.

Без простоев
Начальник департамента экономической конъюнктуры и экономического развития ОАО «РЖД» Антон Рыжков отметил, что в контексте усиления конкуренции между видами транспорта они вопрос не рассматривали. Он пояснил, что РЖД готовили свои предложения по формированию правил доступа на инфраструктуру государств ЕЭП и доступа на приграничные участки. Тремя сторонами готовится к подписанию Соглашение об утверждении Правил доступа на инфраструктуру государств – членов ЕЭП и Правил оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках ЕЭП. При этом речь идёт только о доступе перевозчиков соседних государств на приграничные участки инфраструктуры в пределах плеч оборота локомотива.

Президент Гильдии экспедиторов России Семён Резер полагает, что создание ЕЭП даст возможность сократить простой вагонов на железнодорожных станциях, а значит, повысить доходы и сократить убытки железных дорог за счёт лучшей координации с автомобильным транспортом.

«Это очень полезно для страны и для ОАО «РЖД», потому что мы во многом зависим от координации железнодорожного транспорта. Союз, правила и тарифы надо координировать, иначе будут стоять вагоны. При этом вывозить грузы с железнодорожных станций должны автомобилисты и привозить на станцию для отправления», – рассказал «Гудку» Семён Резер. Эксперт полагает, что налаживание такого взаимодействия приведёт к улучшению качества обслуживания клиентуры, так как клиентам помимо доставки груза на станцию будет предложен сервис доставки на склад. «Это приведёт к ускорению доставки грузов, что также выгодно. Ведь РЖД платят слишком большие штрафы за срывы сроков доставки грузов», – считает Семён Резер. При этом он думает, что направления грузопотоков в основном уже устоялись, но в рамках ЕЭП может произойти развитие контрейлерных и контейнерных перевозок, где маршруты могут расширяться и развиваться в рамках международных перевозок.

«К тому же надо развивать пограничные терминалы в Бресте и Казахстане в рамках Евразийского экономического союза, чтобы организовать непрерывное сообщение с участием разных видов транспорта», – резюмировал Семён Резер.
Конкуренция|Перспективы

Автор: Ольга Осипова

Новости

21 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Реформа»

Суббота, 25.08.2018 в 00:41
Суббота, 21.07.2018 в 21:26
Суббота, 26.05.2018 в 23:12