Подписка 1520 - PDF

Лишние поезда

Понедельник, 26.05.2014 в 00:00
Лишние поезда
Киргизское железнодорожное госпредприятие «НК «Кыргыз темир жолу» направило просьбу в правительство республики о принятии ряда мер в связи со снижением пассажиропотока и последовавшими убытками.

В частности, речь идёт о снятии дивидендных выплат и сокращении количества пассажирских поездов.

По словам директора КТЖ Аргынбека Малабаева, в настоящее время 50% от чистой прибыли предприятие перечисляет в госбюджет, и если эти выплаты будут продолжаться в дальнейшем, то о развитии компании говорить не придётся.

«Поэтому мы подняли вопрос о сокращении убыточных пассажирских поездов. В частности, поезда дальнего следования в прошлом году принесли 545 млн сомов ($10,56 млн) убытка. Сейчас мы покрываем убытки от пассажирских поездов за счёт грузоперевозок, но средств на развитие не остаётся. Мы не просим дотаций, а просим просто избавить от 50-процентных выплат в бюджет, как в прошлом году. Но в то же время сохранение нынешнего курсирования пассажирских поездов может быть нецелесообразным», – сказал Аргынбек Малабаев. «На сегодняшний день спад пассажиропотока по сравнению с прошлым годом находится в пределах 70%, это связано с долгим временем в пути и тарифами. Поэтому мы ведём переговоры с Россией и Казахстаном о снижении тарифных ставок. Эти вопросы поднимают также Таджикистан и Узбекистан. В начале июня будем рассматривать тарифы в сторону уменьшения».

В настоящее время билет на поезд Бишкек – Москва стоит 14 тыс. сомов ($271,45), тогда как авиабилет можно приобрести за 9–10 тыс. сомов ($174,5–193,9).

«Пассажирские перевозки являются социальным вопросом, но и тормозить развитие железной дороги мы не можем. В ближайшее время будут просчитаны все приемлемые варианты и вынесены на рассмотрение кабмина», – подчеркнул вице-премьер правительства КР Валерий Диль.

По мнению научного сотрудника отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Григория Михайлова, правительство вполне может выполнить просьбу железнодорожников – средств на дотации в госбюджете может не хватить, и часть рейсов может быть отменена.

«Какие-то серьёзные волнения из-за невозможности выехать на заработки в Россию маловероятны: у киргизских поездов есть альтернатива – составы РЖД, которые ходят по маршруту Бишкек – Москва несколько раз в неделю. Кроме того, из Бишкека действует авиасообщение, которое осуществляют киргизские, российские и турецкие авиакомпании. Причём авиабилеты незначительно отличаются от стоимости проезда в поезде, а разница во времени существенна – 4,5 часа в самолёте против трёх суток по железной дороге, – отметил Григорий Михайлов. – Проблема в том, что КТЖ – государственная компания, а власти республики за 22 года независимости не сумели выстроить эффективный и прозрачный менеджмент госкомпаний. В результате «Кыргыз Газ», фактически обанкротившись, продан «Газпрому», крупнейший аэропорт республики Манас также ищет покупателей. Виной тому в первую очередь неэффективный менеджмент, а во вторую – повальное воровство, махинации с госзакупками и тендерами. А в КТЖ убыточность, помимо прочего, может объясняться большим количеством «зайцев» – многие не покупают билет, но платят около 40% от цены проводнику, которые, естественно, идут мимо казны».

По мнению эксперта, ситуация может измениться при двух условиях – наведения порядка в деятельности железных дорог и оживления киргизской экономики. Первое местные власти безрезультатно пытаются сделать уже более десяти лет, а второе может произойти, если КР вступит в Таможенный союз.
Обращение|Власть

Автор: Константин Мозговой

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Другие новости