Подписка 1520 - PDF

От цены, как от огня

Понедельник, 26.05.2014 в 00:00
От цены, как от огня
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Агентство по защите конкуренции Республики Казахстан (АЗК) провели «круглый стол», в ходе которого обсуждались правовые аспекты антимонопольного регулирования на территории Единого экономического пространства. Ряд предприятий химической и нефтехимической промышленности высказали недовольство унифицированными в ЕЭП железнодорожными тарифами, из-за которых перевозка их продукции значительно удорожала.

Главной темой мероприятия был вопрос совершенствования конкурентного законодательства стран Таможенного союза и обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках ЕЭП, в том числе в химической и нефтехимической промышленности, железнодорожных и авиационных перевозках. Член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов напомнил, что в октябре 2013 года принят модельный закон о конкуренции, который определяет единые подходы к основным положениям закона о защите конкуренции государств – членов ТС и ЕЭП.

В его основу вошли «лучшие нормы антимонопольного законодательства Белоруссии, Казахстана, России и зарубежных конкурентных ведомств».

«Во взаимной торговле между тремя странами важно обеспечить сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики на территории Единого экономического пространства. Это и является целью модельного закона «О конкуренции», – подчеркнул Нурлан Алдабергенов.

В свою очередь, председатель АЗК Галым Оразбаков заявил, что ряд промышленных предприятий, работающих на территории ЕЭП, жалуются на высокие тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Это подтвердил первый заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. По его словам, в этом году из-за высокого тарифа на услуги перевозки по инфраструктуре российских железных дорог ($92 за тонну против $38–44 в предыдущие годы) концерн вынужден был отказаться от поставок фосфоритов Каратауского бассейна фосфоритовых руд, расположенного на территории Джамбулской и Чимкентской областей Казахстана.

В разрешении проблемы высоких тарифов заинтересован и казахстанский поставщик фосфатов – ТОО «Казфосфат», о чём заявила заместитель председателя правления компании Нурзия Лесбекова.

«Если даже брать для примера Гомельский химзавод (ОАО «Гомельский химический завод». – Ред.), куда мы могли бы потенциально отправлять, в прошлом году мы отправляли 40–50 тыс. тонн фосфорного сырья, которого у нас в достатке. В этом году мы ни одной тонны не отправили, потому что транспортные тарифы очень высокие», – посетовала она и попросила содействия в урегулировании вопроса энергоснабжения филиалов «Казфосфата».

«Тарифами на железной дороге займётся ЕЭК, а по энергетике – это внутренний вопрос», – сказал на это Галым Оразбаков.

Как именно «займётся тарифами» ЕЭК, в самой комиссии «Гудку» оперативно сообщить не смогли. Между тем пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко рассказала, что концерн направит «все материалы на эту тему в антимонопольную комиссию, которая создана при ЕЭК».

«Вопрос уже обсуждался на республиканском уровне, теперь должен будет вынесен на межгосударственный: комиссия будет проводить анализ обоснованности повышения этих тарифов», – отметила Марина Костюченко.

Ранее концерн неоднократно дискутировал на эту тему с Белорусской железной дорогой. Один из последних «обменов мнениями» их пред­ставителей произошёл на Международной конференции «Неф­тепереработка и экспорт нефтепродуктов Республики Беларусь» в апреле. Тогда и.о. заместителя председателя концерна Владимир Сизов заявил, что операторы рынка стали реже использовать железнодорожный транспорт и всё больше прибегают к автоперевозкам. Поэтому, сказал он, БЖД следует пересмотреть тарифы на транспортировку нефтепродуктов. На это заместитель гендиректора дочернего предприятия БЖД «БЕЛИНТЕРТРАНС-транспортно-логистический центр» Владислав Лембиевский ответил, что тарифы на перевозку устанавливает Мин­экономики и БЖД, а существующий ныне уровень тарифов на перевозки нефтепродуктов назвал «логичным и взвешенным».

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Поликарпов напомнил, что провести унификацию тарифов на железнодорожные (экспортно-импортные и внутренние) перевозки странам ТС требовалось до 1 января 2013 года. К настоящему времени унифицированы тарифы во всех видах сообщения за исключением транзита.

«В России процесс унификации шёл около 15 лет, так как унификация тарифов на импортные и внутренние перевозки – одно из необходимых условий для вступления в ВТО. Российские тарифные органы стремились свести к минимуму тарифную нагрузку на потребителей услуг железнодорожного транспорта, – говорит эксперт. – Как известно, сейчас в России железнодорожные тарифы складываются из инфраструктурно-локомотивной составляющей, которая регулируется государством, и из дерегулированной вагонной. Рост первой из них не превышает уровень инфляции, в то время как рост вагонной составляющей может превысить рост инфляции в несколько раз. Поэтому, если говорить о России, в основном рост тарифной нагрузки на потребителей услуг железнодорожного транспорта связан со стоимостью услуг операторов».
Регулирование|Спор

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

7 ч
15 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости