Подписка 1520 - PDF

Эффект локализации

Понедельник, 19.05.2014 в 00:00
Юбилейная, 60-я сессия Совета по железнодорожному транспорту Содружества прошла не по стандартному сценарию. В Астане, принимавшей гостей, участникам форума дали возможность ознакомиться с индустриальным парком, где всего за несколько лет оказались сосредоточены новые производства по выпуску электровозов, тепловозов, пассажирских скоростных вагонов.

Быстрый результат
По словам президента АО «НК «Казахстан темир жолы Аскара Мамина, модернизация технического комплекса и внедрение инноваций в производственные процессы позволили железнодорожной отрасли Казахстана в период с 2010 по 2013 год получить экономический эффект в размере $560 млн. Накопленный экономический эффект до 2020 года в компании оценивают в $3,3 млрд.

При организации производств в рамках реализации инновационной стратегии КТЖ осуществила трансферт технологий мировых лидеров, таких как General Electric, Siemens, Alstom, Bombardier, Talgo, Tetra.

Масштабные инвестиции последних лет позволили переломить многолетний тренд накопления износа по всем основным видам активов. В результате в 2013 году по сравнению с 2008 годом износ локомотивов снизился с 78% до 64%, пассажирских вагонов – с 75% до 58%, грузовых вагонов – с 71% до 46%. При этом потребности в обновлении производственных активов КТЖ обеспечивает в основном продукцией собственного производства. К 2020 году компания планирует снизить уровень износа локомотивов до 40%, грузовых вагонов – до 43%, пассажирских вагонов – до 40%.

В настоящее время тепловозы АО «Локомотив курастыру зауыты» экспортируются в Таджикистан, Киргизию, Украину. Подписан контракт с эстонской компанией Vopak E.O.S. Ltd. В рамках заседания Совета достигнута договорённость с ЗАО «Азербайджанские железные дороги», которое планирует в мае подписать контракт с ТОО «Электровоз курастыру зауыты» на приобретение 50 электровозов.

Своим опытом инновационного развития поделились с участниками научно-практической конференции и «Российские железные дороги». В частности, о разработанной интеллектуальной системе управления движением поездов, применённой для транспортного обслуживания зимних Олимпийских игр в Сочи, рассказал глава РЖД. Он также сообщил об одном из ключевых решений энергосбережения, реализуемых в компании, – локомотивах, работающих на сжиженном природном газе.

Обращаясь к премьер-министру Казахстана Кариму Масимову, принявшему участие в пленарном заседании Совета и зачитавшему приветствие главы государства Нурсултана Назарбаева участникам встречи, Владимир Якунин предложил инициировать программу кибербезопасности на железнодорожном транспорте:
– Считаем, что в условиях нестабильной политической ситуации встают задачи борьбы с терроризмом. И поэтому необходимо совместно проработать вопросы обеспечения кибербезопасности. Было бы полезно инициировать создание целой программы для Совета по железнодорожному транспорту для того, чтобы решать эти проблемы. Речь идёт о реальной безопасности, о том, что незащищённость информационных систем сегодня позволяет теоретически, а в некоторых моментах и практически вмешиваться в безопасную работу железнодорожного транспорта.

Председатель Совета Петр Кучеренко отметил важность обмена мнениями в области развития инженерно-технической инновационной мысли, технологий, механизмов финансирования и методов прогнозирования инновационного развития и предложил проводить подобные научно-практические конференции в рамках каждого заседания.

Диагноз экономике
Продолжается отрицательное влияние мировых кризисных явлений на железнодорожный транспорт Содружества. В первом квартале 2014 года объём погрузки составил 486,6 млн тонн, что на 1,2% ниже уровня прошлого года. Принятые обязательства по погрузке выполнены с превышением на железных дорогах Азербайджана, Белоруссии, Киргизии, России, Туркменистана, Грузии и Латвии.

На «пространстве 1520» за прошедший год перевезено 2,09 млрд тонн грузов, что на 0,3% выше принятых обязательств. А вот в международном сообщении перевозки грузов по сравнению с 2012 годом сократились на 3,3%. Только пять железнодорожных администраций за прошедший год обеспечили увеличение погрузки грузов: Киргизия, Молдавия, Туркменистан, Узбекистан и Литва. В целом по сети в 2013 году погрузка грузов сократилась на 1,8%. Это привело к снижению грузооборота в целом также на 1,8%.

Статистика первого квартала 2014 года характеризуется большим отставанием перевозок в международном сообщении – на 3,8%, во внутреннем – 0,95%.

Пассажирский футуризм
На заседании Совета утверждены графики движения 338 пар пассажирских поездов в международном сообщении, из которых – 156 скорых. Порадуют железнодорожники и скоростями. Они хоть и незначительно, но будут повышены в среднем на 0,4 км в час.

В целом в 2013 году по единой сети перевезено около 49 млн пассажиров в международном сообщении (95,6% от результатов предыдущего года). Рост перевозок пассажиров отмечен лишь на железных дорогах Эстонии, Азербайджана, Латвии и Литвы. Снизилась проблема выполнения графика движения пассажирских поездов в международном сообщении по прибытии на конечные станции. В основном за счёт повышения качества работы железных дорог Азербайджана, Таджикистана и Литвы.

На этом фоне отмечается небывалый рост за 2013 год пассажирских перевозок в российско-финляндском направлении. Перевезено более 598 тыс. человек (что выше на 21% показателей 2012 года). 

Абсолютный рекорд за всю историю сотрудничества между двумя железными дорогами! При этом перевозки поездами «Аллегро» росли еще более высокими темпами (34%).
– Это реальный ответ на вопрос, надо ли развивать скоростное сообщение между нашими странами, – уверен Якунин.
Поэтому на пресс-конференции по итогам совета на вопрос коррес-пондента «Гудка» о перспективе реализации идеи президента Казахстана Назарбаева связать высокоскоростным пассажирским сообщением Минск, Москву, Астану и Алматы, он однозначно заявил, что это вовсе не футуристический проект.
– Я полагаю, что это, безусловно, не просто перспективный проект, это проект, который будет реализован… С точки зрения политических перспектив, которые реализуются сегодня тремя нашими государствами, становится совершенно очевидным, что нужно такие интеграционные проекты реализовывать в области инфраструктуры тем более. Поэтому ничего такого футуристического в проекте создания высокоскоростного движения от Минска до Алматы через территорию России, Белоруссии, Казахстана я лично не вижу, – сказал глава РЖД.
Его казахстанский коллега Аскар Мамин высказался о необходимости готовить технико-экономическое обоснование, как это делается в таких случаях в рамках реализации подобных проектов.

– И потом будет дальнейшее решение, – считает Мамин.

Конкурентный стимул
Оба руководителя полагают, что этот интеграционный проект необходимо реализовать как один из важных на территории, которая называется Единое экономической пространство. И он станет таким же ярким выражением тенденции интегрированной взаимовыгодной работы железных дорог, как решение в рамках Таможенного союза трёх государств о создании Объединённой транспортно-логистической компании.

– Сейчас наши страны стоят на пороге реализации первого по-настоящему интеграционного проекта на пространстве ЕЭП о создании ОТЛК. Проект передан в правительство, прошло его визирование, ждём окончательной подписи, – сообщил глава РЖД.

Для полноценного функционирования ОТЛК чрезвычайно важна согласованная тарифная политика в обеспечении беспрепятственного движения контейнерных поездов. Эти вопросы неоднократно поднимались в последнее время.

В РЖД полагают, что транзитные контейнеры вообще не должны подвергаться таможенному досмотру.
– Надеюсь, что и Казахстан придерживается этой позиции. Прокатить их надо как можно быстрее, потому что это наша конкурентоспособность, альтернатива транспортировкам морским транспортом, – отметил В. Якунин. – В России эту работу ведём, хотим, чтобы нас поддержали и в Казахстане, и все, кто участвует в процессе перегруза.

Между тем, на заседании было отмечено, что совместные политики контейнерных перевозок дают положительный результат.

Контейнерные перевозки за прошедший период продолжили активно развиваться. В 2013 году объём перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах в целом на сети составил 26,7 млн тонн, что превышает объём перевозок за 2012 год на 1,2%. При этом оборот ускорился на 0,7 суток.

В первом квартале 2014 года контейнерные перевозки и того больше. Об этом свидетельствует увеличение погрузки контейнеров на 20%. В первую очередь это происходит за счёт расширения номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах. Оборот крупнотоннажного контейнера за этот период ускорился еще на 0,6 суток.

Новое пополнение
Состав железнодорожного Совета уже на следующем заседании может пополниться еще одним участником. «Иранские железные дороги», впервые принимавшие участие в работе Совета в качестве наблюдателя, подали заявку об ассоциированном членстве. Ожидается, что она будет рассмотрена на 61-м заседании.

В интервью нашему корреспонденту заместитель министра дорог и городского развития, президент «Иранских железных дорог» Пурсейд Агаи Мохсен (Mohsen Pourseyed Aghaei) высказал надежду на положительное решение вопроса.

– Мы подали заявку, чтобы стать членом Совета. Надеемся, что на следующем заседании состоится голосование по этому вопросу.

На пресс-конференции председатель Совета пояснил, какие условия при этом должны быть соблюдены.
– На сессии выступил представитель иранских железных дорог г-н Пурсейд Агаи. Он обратился к нам с просьбой о включении в качестве ассоциированного члена. Эта заявка будет рассмотрена в рамках регламента Совета. «Иранскими железными дорогами» были предприняты серьёзные усилия для компенсации задолженности, что абсолютно необходимо.

Интеграция|Форум

Автор: Ирина Бектиярова, соб. корр. «Гудка» в Казахстане

Новости

6 ч
7 ч
1 д
11 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости