Подписка 1520 - PDF

Проводник есть, а табеля нет

Вторник, 22.04.2014 в 00:00
Проводник есть, а табеля нет
Общественное объединение «Профсоюз железнодорожников Мангистауской области» (Казахстан) обратилось сразу в несколько госструктур с просьбой пересмотреть систему учёта рабочего времени сотрудников регионального филиала «Западный» АО «Пассажирские перевозки» (дочерняя структура АО «НК «Казахстан темир жолы»). Однако решения у проблемы, как оказалось, нет.

Проводница поезда Мангышлак – Астрахань Тлектес Огай обратилась к председателю профсоюза железнодорожников Мангистауской области Айнаш Суйеуовой с письмом, в котором сообщила о том, что её работодатель – АО «Пассажирские перевозки» – нарушает права своих сотрудников в части оплаты труда.

«Я являюсь проводником международного сообщения. Мы пересекаем две государственные границы, и в это время оба проводника находятся на дежурстве. При начислении заработной платы это не учитывается. Время нахождения в отстое мы также проводим вместе, но его почему-то делят на двоих, когда нам должны закрыть по 8 часов каждому. Продолжительность поездки, по расчётам «Казахстан темир жолы», составляет 66 часов, но её сократили до 42 часов, не дав никаких объяснений. Также непонятно, как начисляют выплаты премиальных», – указано в письме проводницы.

На основании этого письма глава профсоюза составила несколько обращений, которые адресовала руководству филиала КТЖ – АО «Мангистауская дистанция пути» и заместителю акима области Суйиндику Алдашеву. Главный вопрос, поставленный в её обращении: на каком основании систематически нарушаются права работников компании, гарантированные им конституцией страны?

«Мы написали, что согласно утверждённому работодателем документу норма для проводников пассажирских поездов Мангышлакского участка по маршруту Мангышлак – Астрахань составляет 42,7 часа. 

Между тем согласно «Расписанию вагонов беспересадочного сообщения обслуживания АО «Пассажирские перевозки» по станциям отправления, переприцепки и прибытия на 2013 –2014 г.» время в пути составляет 37,55 часа до Астрахани и 40,25 часа до Актау, то есть за полный маршрут – 77,8 часа. На каком основании работодателем занижены часы фактической работы, непонятно. Ведь предположить, что проводники, прибыв в Астрахань, возвращаются на станцию Мангышлак каким-то иным путём, вне своего рабочего места и не при исполнении своих обязанностей невозможно. В октябре обратившаяся к нам проводница отработала 311,2 часа, а получила только за 171,98 часа. По-моему, разница более чем существенная», – рассказала Айнаш Суйеуова.

Реакция на её обращение последовала незамедлительно. Но не от адресатов писем, а из областной транспортной прокуратуры в лице старшего помощника прокурора Кыдырхана Ахата. Последний, рассмотрев попавшее к нему в руки письмо, начал обзванивать учредителей профсоюза с призывом, чтобы те написали заявление о том, что они не присутствовали на учредительном собрании своего объединения. 

Иными словами, чиновник хотел добиться от них признания нелегитимности организации.

«На это члены профсоюза Раушан Сулейменова и Акиш Калжанова ответили, что всё легально и ничего писать они не собираются. Я постаралась выяснить, откуда взялись такие сведения, собрала все документы, пришла на приём. А мне сообщили, что со стороны работодателя на профсоюз поступила жалоба (причём не от АО «Пассажирские перевозки», а от не имеющего к компании никакого отношения Национального отделения дороги. – Ред.), но не стали её показывать. Я сказала, что не покину кабинет, пока не получу ксерокопию, на что прокурор вызвал охрану. Они применили в отношении меня силу, на улице у меня заболело сердце, пришлось вызывать «скорую». Из этого становится понятно, чьи интересы на самом деле преследуют наши правоохранительные органы», – сообщила глава профсоюза железнодорожников.

Однако в транспортной прокуратуре от подобных обвинений полностью отказываются. Говорят, что никакой силы в отношении женщины не применяли и, что профсоюз создан незаконно, не утверждали. При этом факт того, что копию жалобы от работодателя они действительно отказались предоставлять, отрицать не стали – ссылаясь на то, что имеют на это законное право.

Оказать поддержку железнодорожному профсоюзу в борьбе с чиновничьим произволом уже выказали готовность члены независимого Мангистауского областного профсоюза «Актау». Как рассказал один из его руководителей – Кинжигали Суйеуов, он и его соратники также направили обращение заместителю областного акима. Пройдя несколько инстанций, оно попало в департамент труда – государственный уполномоченный орган, который отвечает за реализацию трудовой политики в Казахстане. Там обещали, что в ближайшее время по факту обращения начнётся комплексная проверка.

«Однако, если результаты проверки нас не удовлетворят, не исключено, что мы организуем акцию в защиту трудового кодекса Казахстана, – подчеркнул Кинжигали Суйеуов. – Потому что надзорные органы, которые, по существу, должны производить контроль исполнения закона, фактически игнорируют наши обращения».

Он также добавил, что жалоба проводницы поезда Мангышлак – Астрахань в отношении АО «Пассажирские перевозки» – далеко не прецедент. Сотрудники компании проявляют недовольство подобного характера к своему руководству с завидным постоянством в течение последних двух лет. Однако в компании, вместо того чтобы разобраться с причинами жалоб, предпочитают конфликтовать с железнодорожным профсоюзом.

По словам руководителя пресс-службы АО «Пассажирские перевозки» Тимура Асылханова, проводница Тлектес Огай является членом профсоюзной организации «Профессиональный союз железнодорожников Республики Казахстан». Согласно пункту 12 коллективного договора на 2012–2014 годы между АО «Пассажирские перевозки» и его трудовым коллективом профсоюз является единственным органом, уполномоченным на защиту социально-трудовых прав и интересов его членов. Однако ни к его председателю, ни к представителю цехового комитета по Мангышлакскому участку, на котором работает Тлектес Огай, с заявлениями она не обращалась.

«Таким образом, считаем, что Айнаш Суйеуова, которая является сестрой Тлектес Огай, не уполномочена на предоставление интересов работника перед работодателем и в государственных органах, – заявил Тимур Асылханов. – График работы и отдыха проводников пассажирских вагонов в рейсе при нахождении поезда в пути следования, сформированный согласно нормативам численности работников на обслуживание вагонов пассажирских поездов системы железнодорожного транспорта, предусматривает в пути следования дежурство одного из проводников и отдых второго. Согласно расписанию движения поезда № 625/626 Мангышлак – Астрахань на 2013–2014 годы время в пути следования составляет 67 часов 18 минут, время в обороте по станциям Атырау (перецепка) и Астрахань (пункт оборота) – 17 часов 04 минуты. Соответственно рабочее время одного проводника составляет 42 часа 42 минуты. График работы и отдыха проводников согласован с председателем профсоюзной организации регионального филиала «Западный», после чего доведён до сведения проводников».

Он также добавил, что имеют место отдельные случаи, когда работники пограничных служб РФ и Казахстана при прохождении процедур, связанных с пересечением государственной границы, без учёта требований трудового законодательства привлекают к работе проводников, находящихся на отдыхе.

«Кроме того, предусмотрены нормы по охране пассажирских вагонов проводниками в парках отстоя в зависимости от времени года: зимой один проводник на два вагона, летом – один на три вагона в смену. Соответственно, при нахождении в вагоне в парке отстоя обоих проводников по их собственной инициативе время, подлежащее оплате, распределяется на двоих работников», – заключил Тимур Асылханов.

Закон|Конфликт

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

7 ч
15 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости