Подписка 1520 - PDF

Не в пользу доходов

Понедельник, 07.04.2014 в 00:00
Институт экономических исследований (Казахстан, ИЭИ) провёл исследование, в котором эксперты указывают на ряд негативных экономических последствий для Казахстана от вступления в Таможенный союз. В частности, от унификации железнодорожных тарифов.

Данные, приведённые в исследовании ИЭИ, свидетельствуют о том, что от интеграции Казахстана, Белоруссии и России в Таможенный союз выгоду в настоящий момент получают лишь последние две.

«К сожалению, в Казахстане импорт из стран Таможенного союза нарастает очень интенсивно, а экспорт в страны Таможенного союза растёт очень медленно. То есть если посмотреть на динамику взаимной торговли, то более всего выигрывают Россия и Белоруссия», – говорит директор центра макроэкономических и прикладных экономико-математических исследований при ИЭИ Сара Алпысбаева. Рост импорта в Казахстан из стран ТС, по её словам, происходит за счёт продовольственных, сельскохозяйственных товаров, продукции химической промышленности, металлов и обуви. При этом наблюдается падение экспорта минеральных продуктов из страны.

«Есть проблемные вопросы в транспортировке и доступе к трубам нефти и газа из Казахстана через Россию, вопросы импорта нефти на Павлодарский перерабатывающий завод, ценообразования на газ. Это очень сложная проблема – унификация цен на газ по регионам. Цена значительно поднимается на газ для потребителей казахстанских западных регионов, – отметила Сара Алпысбаева. – Ещё один вопрос – транспортировка грузов железнодорожным транспортом. Там есть очень сложные проблемы унификации тарифов, которые также невыгодны для АО «НК «Казахстан темир жолы».

Как пояснил старший эксперт управления макроэкономической и социальной политики ИЭИ Тимур Таныркулов, который в рамках исследования проводил оценку последствий унификации транзитных железнодорожных тарифов для стран – участниц ТС, применение унифицированных ранее тарифов вместо транзитного тарифа может обернуться экономическими потерями для перевозчиков грузов.

«В частности, железнодорожный перевозчик «Казахстан темир жолы» при применении унифицированного тарифа может потерять часть доходов при транзите грузов РФ через территорию Казахстана. Вместе с тем ОАО «РЖД» будет получать меньше доходов при транзите казахстанских грузов через территорию РФ в Европу, – указывает Тимур Таныркулов. – В то же время эти потери обернутся снижением транспортных издержек грузоотправителей Казахстана и РФ, ранее пользовавшихся транзитными тарифами. В данной ситуации если один участник рынка проигрывает, то другой приобретает».

По словам руководителя отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александра Поликарпова, следует разделять унификацию внутренних и экспортно-импортных тарифов внутри каждой из стран ТС и гармонизацию систем тарифного регулирования в них.

«В настоящее время Россия, Белоруссия и Казахстан завершили унификацию тарифов внутренних и экспортно-импортных тарифов. Так как данный процесс завершился только в прошлом году, пока говорить об эффектах унификации тарифов слишком рано, – говорит эксперт. – Но, по предварительным прогнозам российских экспертов, наиболее негативный эффект ожидается в РФ, особенно для ОАО «РЖД», учитывая высокий объём перевозок транзитных грузов из Казахстана через территорию России, который ранее тарифицировался на основе более высоких ставок Тарифной политики СНГ, а в рамках ТС должен тарифицироваться по ставкам Прейскуранта 10-01. Разница может достигать 3–4 раз. В то же время транзитный грузопоток из России и Белоруссии через территорию Казахстана незначительный».

Интеграция|Исследование

Автор: Маргарита Меньшакова

Новости

28 м
36 м
42 м
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости