Подписка 1520 - PDF

Бурная река

Четверг, 27.03.2014 в 00:00
Эксперты предупреждают, что в этом году ВВП Украины может просесть более чем болезненно. И последние статистические данные лишь подтверждают справедливость таких опасений: согласно им, реальный сектор начинает буквально лихорадить. Иллюстрацией этому становится не только провал целого ряда ключевых макроэкономических показателей, но и существенное ухудшение результатов работы железных дорог, а также динамика КАРГО-индекса.

Кризис на Украине продолжается. Но теперь при власти оппозиция, которая пытается формировать как политическую, так и экономическую программу государства. Прогнозировать развитие событий чрезвычайно сложно. Казна пуста, и это признают все. А только на обслуживание долгов в валюте в этом году, по оценке инвесткомпании Dragon Capital, потребуется $9,8 млрд. Сформированное Верховной радой и демонстрантами Майдана правительство, главой которого стал депутат Арсений Яценюк, сейчас рассчитывает главным образом на международную поддержку. В том числе идут переговоры с МВФ о выделении кредита в $15 млрд. Вопрос в том, каковы условия привлечения средств.

Диалог с фондом шёл и раньше. Но выдвигались почти неподъёмные требования, в том числе о повышении цен на газ для населения и коммунальных служб (в 2 и 1,5 раза соответственно), увеличении пенсионного возраста, либерализации тарифов ЖКХ, приватизации всех угольных шахт страны и отмене субсидий для отрасли, изменении системы господдержки сельского хозяйства. «Новое правительство выполнит все требования МВФ по той причине, что просто нет другого выхода», – сказал в начале марта Арсений Яценюк. Скорее всего, решение вопроса позволит Украине перекредитоваться и избежать вполне реальной угрозы дефолта. Однако, по крайней мере в ближайшей перспективе, соблюдение требований МВФ не окажет благотворного влияния на социально-экономическое положение страны. А оно и без того далеко от оптимального.

В 2013-м ВВП сел на ноль, и это при том, что сравнение велось с не самым успешным 2012 годом, когда прибавка составила символические 0,2%. В нынешнем бюджете заложен рост основного макроиндикатора на 3%, но всем ясно, что ничего похожего не будет. Некоторые эксперты даже прогнозируют болезненное падение. Так, по мнению аналитиков инвестбанка JP Morgan, экономику Украины ждёт спад на 3,2%. Райффайзен банк Аваль также не сомневается в провале, а его глубину оценивает в диапазоне до 7%. В последний раз ВВП сокращался в 2009 году (на 14,8%). Но тогда причиной потерь был глобальный, а не внутренний кризис. Причём снижение шло от относительно высокой базы.

Реализация предложений МВФ, вероятно, серьёзно отразится на покупательной способности населения. А именно внутренний спрос был одним из главных поддерживающих экономику «столпов». Пока ещё он достаточно силён – в январе прибавка составила 8,8%. Но тут надо учитывать, что на фоне общей нестабильности и ограничений операций с валютой (а они введены уже давно) граждане пытаются конвертировать падающую гривну если не в другие дензнаки, то в иные материальные ценности.

Но буря в экономике Украины нарастает и при сохранении неплохих показателей розницы, о чём свидетельствуют последние данные Нацбанка. Рассчитываемый им Индекс выпуска в базовых отраслях (а это в некотором роде аналог помесячного ВВП) в январе потерял в годовом сопоставлении сразу 2,5%, хотя в декабре был подъём на 10,7%. Существенный отрицательный вклад, как говорится в пояснительной записке Нацбанка, внесло промышленное производство. Его объём сократился на 5%. Но это не единственный аутсайдер. Положение дел в строительстве также весьма неприятно – фиксируется снижение объёма выполненных работ сразу на 16,4%. И важно, что в обоих случаях речь идёт о потерях от низкой базы: начало 2013 года также было неудачным. Даже в сельском хозяйстве, которое в конце прошлого года превратилось в один из главных драйверов роста, теперь торможение. В январе объём производства увеличился только на 6%. Это можно считать очень скромным результатом, так как ранее прибавка исчислялась в двузначных цифрах.

Все эти изменения в комплексе отразились на объёме погрузки железных дорог Украины. Если в декабре он увеличился в сравнении с тем же периодом прошлого года на 11,5%, то в январе произошла прибавка всего на 0,6%. Это привело к тому, что абсолютное значение регионального КАРГО-индекса составило 101,8%, что сразу на 20 пунктов скромнее, чем было в предыдущем месяце. В сравнении с январём 2013 года наблюдается рост на 5,2%. Это почти втрое слабее, чем было в декабре.

Во многом «вытянуло» индикатор в плюс чувствительное увеличение погрузки зерна (на 21,8%). Но это можно назвать наследием хорошего прошлогоднего урожая: было собрано 63 млн тонн против 46,2 млн в 2012-м.

Это дало возможность заметно расширить экспортные поставки: в годовом сравнении их объём с начала маркетингового года (июль) и по конец января возрос на 34,5%, до 21,5 млн тонн. В Минагрополитики говорят, что планируется рекорд по экспорту зерна в 33 млн тонн (предыдущий максимум – 23 млн). Но могут быть и проблемы. В отдельных регионах население начинает переживать из-за запасов. И, например, в Днепропетровской области уже вводился запрет на вывоз продовольственного зерна.

В плюсе в январе была погрузка угля (на 10,4%). Но надо учесть и тот факт, что сравнение ведётся с не самым высоким периодом. Долгое время украинские угольщики регулярно сообщали о проблемах со сбытом своей продукции и даже грозили остановкой шахт. Ранее правительство говорило о своей решимости поддержать отрасль, но теперь, если будут приняты условия МВФ, об этом по большому счёту можно забыть.

Немного увеличилась погрузка чёрных металлов (на 4,3%). Причём произошло это на фоне падения производства (на 10,9%). Поэтому можно предположить, что предприятия просто начали разгрузку складов. Но вопрос ещё в том, доходит ли товар до конечного потребителя. Как говорится в записке Нацбанка, ранее отмечался существенный рост запасов проката в портах.

В то же время на 1,7% сократилась в январе погрузка железной и марганцевой руды. Это может быть отражением не самой благоприятной мировой конъюнктуры, что признают крупнейшие игроки этого рынка.

Снизилась и погрузка строительных грузов (на 6,6%), что является следствием уже упомянутых выше проблем индустрии.

Однако главным аутсайдером января стали нефтяные грузы (сокращение погрузки на 18,2%). Скорее всего это иллюстрирует сокращение импорта топлива. Ведь в самой Украине нефтепереработка находится в кризисе уже давно, и сейчас работают (и то далеко не на полную мощность) лишь два из шести НПЗ страны.

КАРГО-индекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

17 ч
17 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости