Подписка 1520 - PDF

Тучи сгущаются

Четверг, 27.03.2014 в 00:00
Тучи сгущаются
Начало года не стало для экономики Белоруссии временем свершений. Скорее, совсем наоборот. Отмечается падение всех ключевых официальных макроэкономических индикаторов. Синхронно с ними движется региональный КАРГО-индекс.

По данным Белстата, в январе ВВП сократился в годовом сравнении на 1,1%. А власти на первый квартал запланировали рост на 0,7%, на год – на 3,3%. Впрочем, и в прошлом году ожидания были завышены: закреплённый президентским указом прогноз говорил о подъёме на 8,5%, а получилось только 0,9%.

Поэтому неудивительно, что сейчас международные эксперты оценивают перспективы сдержанно. Ближе всех к официальным цифрам агентство Moody's – его аналитики ожидают рост на 2,5%. Всемирный банк говорит о 1,5%, ЕБРР – об 1%, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – о 0,5%. Но, несмотря на эти различия, перечень рисков, выделяемых экспертами, примерно одинаков. В числе важнейших – зависимость белорусской экономики от российской, низкий уровень золотовалютных резервов и значительные девальвационные ожидания. Кроме того, в ЕЭК отмечают, что высокий уровень процентных ставок (эта мера призвана обуздать инфляцию) «окажет сдерживающее воздействие на внутренний спрос», то есть ограничит один из драйверов роста экономики. А иных возможностей у неё, похоже, не много.

Стройкомплекс пробуксовывает: инвестиции в строительно-монтажные работы в первый месяц года снизились в сравнении с тем же периодом 2013-го на 3,4%, а за январь-февраль, по предварительной оценке, на 11%. И это притом, что сравнение сейчас идёт с относительно низкой базой минувшего года. Проблемы и в сельском хозяйстве: в январе производство в сопоставимых ценах снизилось на 2,8%, за два месяца – на 4%. «Результаты не радуют, – говорит премьер Михаил Мясникович. – Что больше всего беспокоит – это пессимизм или даже обречённость, которая начинает появляться на селе». Для изменения настроя, сообщает пресс-служба Совмина, «предлагается некий новый экономический механизм». Но о чём конкретно речь, не уточняется.

Что касается промышленности, то здесь главный вопрос повестки дня не меняется уже много месяцев. Президент Александр Лукашенко требует найти рынки сбыта для продукции белорусских производителей, но затоваренные склады всё ещё «хроническая болезнь». На днях глава государства пообещал, что в апреле на деле, а не по бумагам проверит, как освобождаются полки. Но на прорыв ему рассчитывать не приходится. Ведь запасы, по данным Белстата, стабильно растут: если к началу года на складах находилось 70,2% от среднемесячного объёма производства, то к февралю – 78,2% (целевое задание на год – 60%). И это на фоне серьёзного сокращения производства (в январе – на 7,1%, а за два месяца – на 5,5%).

Правительство продолжает думать о том, как разгрузить склады. К принятому ранее решению о возможности продаж запасов ниже себестоимости добавились новые инициативы. Совмин решил выделить из бюджета средства на закупку техники для села (на 2,5 трлн белорусских рублей, или $254,1 млн), лесного хозяйства (на 600 млрд и $61 млн соответственно), а также на программу лизинга техники для фермеров, организаций потребкооперации и ЖКХ (здесь цифры не уточняются).

В сумме все проблемы реального сектора отражаются на результатах работы железных дорог. В январе объём погрузки сократился в сравнении с тем же периодом 2013 года на 12,7% (в декабре – на 5,1%). А это заложило основу для ухудшения динамики регионального КАРГО-индекса. Его абсолютное значение упало к декабрю на 7,4 пункта, до 103%. А в годовом сопоставлении – сразу на 10,1%.

Из входящих в расчётную базу индекса составляющих наибольшее сокращение погрузки в процентах зафиксировано по зерну (на 20,7%) и строительным грузам (на 14,1%). Это прямое следствие ухудшения ситуации в отраслях, с которыми они связаны.

Заметно снизилась также погрузка минеральных удобрений (на 9,3%). В минувшем году у крупнейшего в стране производителя – «Беларуськалия» – начались проблемы со сбытом. Толчком к этому послужил разрыв отношений с лидером мирового рынка – российским «Уралкалием» (ранее обе компании вели продажи за рубеж через одного трейдера). Сейчас белорусская сторона заявляет, что ей удалось преодолеть все сложности. Однако негативная динамика погрузки позволяет предположить, что вопросы ещё остались.

Между тем в СМИ появились сообщения, что прежнее партнёрство может быть восстановлено. Причём инициатором этого выступает российская сторона – в «Уралкалии» произошла смена мажоритарного акционера, а с предыдущим ключевым собственником компании Сулейманом Керимовым у Александра Лукашенко были более чем натянутые отношения.

Однако Минск уже продемонстрировал, что восстановление сотрудничества может быть делом нелёгким. В частности, Александр Лукашенко заявил, что не согласится с тем, чтобы совместная трейдинговая компания располагалась в Москве – только в Минске. А эксперты указывают, что за время «свободного плавания» «Беларуськалий» смог найти для себя за рубежом новых покупателей, от эксклюзивных отношений с которыми он теперь вряд ли легко откажется.

Существенно упала в январе и погрузка нефтяных грузов (на 7,6%). Причём произошло это на фоне согласованного увеличения поставок «чёрного золота» в республику из России (11,5 млн тонн в январе – июне против 11,1 млн годом ранее). Вероятно, сокращение погрузки связано с нестабильной ситуацией на Украине и снижением поставок нефтепродуктов в эту страну. Там, кстати, в январе погрузка нефтяных грузов также уменьшалась.

Погрузка чёрных металлов просела на 8,3%, что, скорее всего, связано с конъюнктурой внешнего рынка. Тем временем крупнейший в стране производитель – Белорусский металлургический завод – продолжает реконструкцию производства. В январе начала работу модернизированная электропечь, вскоре будет пущен новый прокатный стан.

В плюсе из включённых в КАРГО-индекс грузов лишь два. Цемент прибавил 4,7%, но здесь играет свою роль низкая база сравнения. А наиболее значительный рост наблюдался по лесным грузам (на 20,2%).

При этом министр лесного хозяйства Михаил Амельянович заявил, что совсем скоро продажи за границу сырой древесины будут исключены, она будет поставляться только на местные перерабатывающие предприятия.

КАРГО-индекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

3 ч
14 ч
14 ч
14 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости