Подписка 1520 - PDF

Заслон контрафакту

Вторник, 11.03.2014 в 00:00
Заслон контрафакту
Российские железные дороги, Белорусская железная дорога и АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» на ежегодном собрании межгосударственного комитета по стандартизации подписали соглашение о сотрудничестве в области технического регулирования и метрологии.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, открывая встречу, отметил, что вступление некоторых стран СНГ во Всемирную торговую организацию диктует новые вызовы и для железнодорожного транспорта. Например, необходимость формирования единой нормативной технологической и технической базы.

«На всём «пространстве 1520» практически идут процессы формирования новых принципов в сфере технического регулирования. Утверждены основные технические регламенты, предназначенные для обеспечения безопасности людей и окружающей среды. Разработаны комплексы национальных стандартов для их применения. Наша задача – неуклонно повышать эффективность использования этих технических регламентов за счёт принятия самых выверенных технических нормативов в перевозке, а также обеспечить привлечение самых передовых технологий и инноваций на железнодорожный транспорт», – заметил глава российского холдинга.

С этой целью ОАО «РЖД» ведёт переговоры с «Казахстан темир жолы» о превращении Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) в совместное предприятие.

Владимир Якунин предложил странам Содружества совместно работать над проблемой распространения контрафактной продукции на железнодорожном транспорте.

«При подготовке к Олимпиаде в Сочи приходилось ходить буквально за каждым подрядчиком и проверять, что он предлагает использовать. Сначала подрядчики хотели использовать импортную продукцию, которая в несколько раз дороже, затем перешли на контрафакт. Даже при покраске моста умудрились выпустить брак. Поэтому наш технический стандарт как раз та основа, которая позволяет нормативно поставить заслон любому контрафакту и любому браку», – добавил он.

Руководитель МТК 524 старший вице-президент по инновационному развитию, главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович рассказал, что за прошедший год к разработке общих нормативных стандартов было привлечено около 1,5 тыс. экспертов и 400 предприятий. Из 300 стандартов и сводов правил разработано и одобрено техническим комитетом 227, ещё 73 разрабатываются и скоро будут направлены для утверждения в федеральные органы исполнительной власти
«Стоит отметить, что компания взяла на себя львиную долю расходов по разработке нормативной базы. На сегодняшний день ОАО «РЖД» направило 620 млн руб.», – отметил Валентин Гапанович.

Особое внимание комитет уделяет качеству стандартов. За каждым из них помимо разработчика закреплён куратор из числа специалистов РЖД и некоммерческого партнёрства производителей железнодорожной техники. Между тем, некоторые российские и европейские стандарты всё же отличаются. Например, требования по электромагнитной совместимости и кибербезопасности на сети РЖД более жёсткие. Поэтому холдинг планирует в 2015 году попросить европейскую экономическую комиссию внести порядка 20 новых стандартов, в которых будут оговариваться все методы и методики испытания новых разработок.

«Европейские специалисты высоко оценивают нашу работу. Недавно в России прошло совещание с экспертами Евросоюза. Представитель Еврокомиссии выступил с предложением о принятии в Европе целого комплекса стандартов ГОСТа в области железнодорожного транспорта. Приятно осознавать, что наши стандарты становятся основой для европейских стандартов тоже», – заметил заместитель руководителя Росстандарта Александр Зажигалкин.

На сегодняшний день в международный комитет (МТК 524) входят 12 государств «пространства 1520», из них 8 государств – Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Украина, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан – имеют право голоса по всем вопросам. Ещё 4 государства являются странами-наблюдателями: Таджикистан, Молдавия, Литва и Эстония.

Но Александр Зажигалкин предложил немного изменить порядок работы комитета, в частности процедуру голосования.

«Мы предлагаем организовать голосование только между теми странами, которые приняли участие в работе существующего межгосударственного технического комитета. Если в той или иной области будет только три активных участника, то достаточно будет трёх голосов для принятия решения. Если больше, то все государства, подтверждающие участие в соответствующем МТК, принимают участие в голосовании. Причём голосование обязательное. Если государство более трёх раз не голосует, то мы будем рассматривать вопрос о переводе его в статус наблюдателя. Это делается для того, чтобы все государства и эксперты работали более активно и в той сфере, где это необходимо», – объяснил он.

Директор департамента технической политики компании «Казахстан темир жолы» Талгат Канатбаев признался, что в последнее время работа Казахстана в разработке межгосударственных стандартов осуществлялась не на должном уровне. Это связано с тем, что после получения независимости Казахстан остался без профильных институтов, которые могут заниматься научно-исследовательской работой в области железнодорожного транспорта.

«У нас был большой кадровый дефицит. Кроме того, невозможно оказалось выделять средства на работы по стандартизации из-за отсутствия утверждённой программы», – пояснил Талгат Канатбаев.

Отметим, что инфраструктура железных дорог Казахстана пока не позволяет внедрить разработанные МТК 524 регламенты. Но к 1 августа 2016 года, по словам представителя КТЖ, все недоработки будут устранены.

Не остался без внимания и вопрос о лицензировании. Валентин Гапанович заметил, что страны должны ограничить список организаций, способных выдавать лицензии на работу в железнодорожной отрасли. Заместитель начальника главного управления развития и технической политики, начальник управления метрологии и технического регулирования Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Олег Ткаченко согласился с данным замечанием и рассказал, что в Украине из 250 органов сертификации железнодорожные отрасли могут представлять только 4 организации.

«Мы умышленно ограничили количество этих органов, потому что мы прекрасно понимаем, что оценкой соответствия должны заниматься только профессионалы железнодорожного транспорта», – пояснил он.

Интеграция|Приоритет

Автор: Светлана Кускова

Новости

6 ч
7 ч
7 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»