Подписка 1520 - PDF

Пять лет разочарований

Понедельник, 24.02.2014 в 00:00
Пять лет разочарований
Лидер Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что в стране из-за плохой ситуации в экономике могут «пойти катаклизмы». Больше всего его волнует промышленность, где на фоне снижения производства идёт затоваривание складов. На то, что это важная проблема, указывает и региональный КаргоИндекс.

Уже пять лет подряд результаты работы экономики Белоруссии оказываются хуже прогнозов властей. В 2013 году указом президента (это стандартная процедура) был запрограммирован рост ВВП на 8,5%, а в итоге получилось 0,9%. Это даже хуже, чем было в неспокойном 2012-м, – плюс 1,5% от низкой базы провального 2011 года, когда страна прошла через локальный, но весьма глубокий кризис.

В феврале премьер Михаил Мясникович признал, что сейчас положение дел «очень тяжёлое». Особую обеспокоенность у всех вызывают весьма скромные показатели работы промышленности. В 2013 году производство упало на 4,8%, а ожидался рост на 7% (годом ранее была прибавка в 5,8%). При этом борьба за разгрузку складов, о которой Александр Лукашенко говорил почти весь прошлый год как о важнейшей задаче, была провалена. По данным Белстата, к началу января на складах скопилось более 70% от среднемесячного объёма производства (годом ранее было менее 57%, но и это немало).

На таком фоне не выглядит странным отмеченное статистикой снижение экспорта. А его рост также в числе приоритетов власти. Это понятно, если вспомнить недавнюю историю: в 2011-м рекордное отрицательное сальдо платёжного баланса как раз привело национальную экономику к кризису. Тем не менее в прошлом году, по данным Нацбанка, сальдо вновь было отрицательным ($1,7 млрд). По словам главы государства, «в основе этого лежат нежелание и неумение торговать».

Действия правительства в этой связи уже неоднократно подвергались критике. Александр Лукашенко даже грозил отставками, но до сих пор никаких кадровых решений не принято. Более того, в феврале, когда власти анализировали итоги прошлого года и обсуждали ближайшие перспективы, правительству был дан карт-бланш на принятие любых решений, которые могут позволить переломить негативную тенденцию. Экономические планы на текущий год в целом более сдержанные, чем раньше, – рост ВВП на 3,3%. Однако конкретные шаги для достижения намеченного президент хочет видеть уже к концу первого квартала. В ответ, правда, уже прозвучали заявления о том, что нужно быть реалистами и признать проблемы. В их числе низкая конкурентоспособность белорусских товаров. «Предприятия, в том числе брендовые, уступают по качеству, и тенденция – к ухудшению», – говорит Михаил Мясникович.

В такой ситуации наращивание экспорта и разгрузка складов – непростая задача. Для её решения правительство выступило с рядом нетривиальных инициатив. Первая из них подразумевает выход на новые рынки, где может быть востребована белорусская продукция. В том числе говорится о расширении сотрудничества со странами Азии и Африки. А второе и более масштабное по последствиям начинание заключается в объявлении демпинга, по сути, элементом государственной политики. Правительство Белоруссии специальным постановлением разрешило госпредприятиям продавать товары ниже себестоимости «в целях ускорения оборачиваемости запасов готовой продукции и денежных средств».

Об эффективности таких мер пока можно говорить лишь в теории. Практически же поставки падают, что подтверждают не только данные о складских запасах и производстве, но и объём погрузки на сети железных дорог Белоруссии. В декабре он просел в сопоставлении с тем же периодом предыдущего года на 5,1%. Это несколько лучше, чем было в ноябре (минус 10,7%). Однако в целом год можно охарактеризовать как весьма тяжёлый: произошло снижение объёма погрузки на 10,8%, а в 2012-м был рост на 4,1%.

На этом фоне не выглядит странным, что региональный КаргоИндекс не смог оказаться на высоте. В декабре показатель просел на 5,1% к аналогичному периоду предыдущего года. Это лучше ноября (тогда было минус 13,8%), но всё же указывает на большие проблемы реального сектора.

При этом результат мог быть ещё скромнее, если бы не принятое в последние недели года решение об увеличении поставок российской нефти на переработку в Белоруссию. Москва сначала планировала отправку 18,5 млн тонн, а в итоге Минск смог договориться о 20,7 млн. В результате в декабре погрузка нефтяных грузов сократилась к аналогичному периоду предыдущего года на 7,9%, что лучше ноября (минус 23,4%). Однако в целом по году результат невысок: снижение погрузки на 19,7% (в 2012-м был рост на 7,4%).

На перспективу, похоже, «неф-тянка» останется в числе ньюсмейкеров. Известно, что на первое полугодие Россия согласовала поставки на уровне 11,5 млн тонн (в январе – июне 2013-го было 11,1 млн). Но годовой баланс ещё не определён: Минск просит 23 млн тонн, Москва пока готова предоставить только 21 млн.

Возможно, на ход переговоров влияние окажет развитие ситуации вокруг Мозырского НПЗ – одного из крупнейших промышленных объектов республики, приватизация которого обсуждается давно. На днях глава Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов сообщил, что завершена оценка предприятия: «Если будет «добро», мы проведём его (конкурс по продаже госпакета. – Ред.) уже в этом году. Оценку сделали, она неплохая – $4 млрд». Он отметил, что реализация госдоли (около 43%) состоится при условии, «что инвестор загрузит под полную завязку» завод и построит новое производство мощностью 10 млн тонн (сейчас НПЗ перерабатывает порядка 11 млн тонн в год). Эксперты, правда, говорят, что при таких вводных цена выглядит высокой. Но ранее сообщалось об интересе «Роснефти» и «Газпром нефти» к активу.

Надо также сказать о другой важной составляющей КаргоИндекса – строительных грузах, погрузка которых в декабре потеряла 2% (в ноябре было минус 6,8%). В целом же по году погрузка прибавила 2,4% (в 2012-м был рост на 2,7%). Это коррелирует с показателями работы стройкомплекса. Как сообщает Белстат, инвестиции в строительно-монтажные работы в 2013-м возросли на 6,6% (годом ранее было снижение на 10,8%). Но планы властей относительно будущего индустрии, а точнее, жилищного сегмента, можно назвать не вполне определёнными. По словам замминистра архитектуры и строительства Дмитрия Семенкевича, в этом году будет введено 6,5 млн кв. м жилья, что выше итога 2013 года – 5,3 млн. Но и тогда планом предполагалось 6,5 млн.

КаргоИндекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости