Подписка 1520 - PDF

Спорная территория

Вторник, 28.01.2014 в 00:00
Спорная территория
Кто сомневается

IMG_6130_савчук.jpgВладимир Савчук,
руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:

– Четвёртый пакет вызывает противоречивые чувства. Его смысл в дальнейшей либерализации железнодорожной отрасли, в создании условий для развития конкуренции среди перевозчиков, декларируемом отделении инфраструктуры от перевозок и, соответственно, доступе нескольких перевозчиков к инфраструктуре.

В странах ЕС железнодорожный транспорт имеет разное влияние на экономику, разную структуру перевозок, в одних странах больше развито пассажирское сообщение, в других – грузовое. В результате либерализация перевозок в основном направлена на конкуренцию пассажирских перевозчиков с определённым доступом этих перевозчиков к инфраструктуре различных стран. В настоящее время в ЕС всё чаще звучат аргументированные выводы о том, что отделение инфраструктуры от перевозок, создание конкуренции на этом рынке приводят к росту затрат и не всегда эффективны. В ряде стран такая конкуренция среди перевозчиков может повышать качество обслуживания, а в ряде стран оно, наоборот, снижается.

Кто предлагает

дейл_кид.jpgДэйл Кид, начальник департамента по связям с общественностью Европейской комиссии:

– Почти год, как 30 января 2013 года Европейская комиссия приняла новый свод транспортных правил – Четвёртый железнодорожный пакет. Правила учитывают особенности всех железных дорог, входящих в Европейский союз, будь то дороги с колеёй 1435 мм, будь то дороги 1520 мм, которыми пользуются в Прибалтийских странах. Мы учредили специальную международную организацию ERA, которая теперь будет заниматься выдачей сертификатов безо­пасности и разрешения на операторскую деятельность.

Также Еврокомиссия предложила развивать сотрудничество между ERA и местными органами безопасности в каждой из стран. В рамках этого сотрудничества ERA, например, будет отправлять инспекторов для проверки местных разрешений на операторскую деятельность, ведь последнее слово всё равно остаётся за общеевропейскими организациями. Однако технические различия в ширине колеи никак не влияют на общие правила предоставления сертификатов и лицензий. В Еврокомиссии уверены, что сеть 1520 мм не следует рассматривать в отдельном порядке, поскольку она гармонично интегрируется в общеевропейскую железнодорожную сеть. Еврокомиссия лишь обеспечивает региональную поддержку сети в странах, где она проходит. Основными целями Четвёртого железнодорожного пакета было сократить время выдачи всех необходимых бумаг, снизить затраты производителей и операторов, а также избежать возможных предпочтений конкретным компаниям.

Мы стремимся сделать транспортный бизнес общедоступным, для этого комиссия предложила открыть национальный рынок пассажирских перевозок и создать общие условия получения транспортных тендеров для всех компаний. Это означает, что государственные и частные транспортные компании будут находиться в равных условиях при получении тендера. Каждая из компаний будет стремиться активнее проявить себя, что приведёт к развитию как региональных, так и общеевропейских перевозок. Подобная система уже существует в ряде стран. Например, в Германии, Великобритании и Швеции открытая тендерная система позволила государству сэкономить 20–30% издержек на транспортное развитие, а пассажирам получить более качественные услуги. Предлагая подобные нововведения, комиссия никак не хотела навредить таким крупным компаниям, как SNCF или DB, а всего лишь стремилась действовать в интересах пассажиров. С другой стороны, всем понятно, что для DB, как и для SNCF и других больших компаний, конкурентная борьба принесёт свои выгоды. Открытая тендерная система позволит этим компаниям участвовать в получении тендера в тех странах, где ранее они распределялись государством самостоятельно, соответственно, DB и SNCF смогут расширить рынок своего влияния и обзавестись новыми клиентами.

Кто поддерживает

Санкаускас.jpgТаутгинас Санкаускас,
президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов «ЛИНЕКА»:
– С мнением вице-президента Еврокомиссии Сийма Калласа о том, что необходимо усилить конкуренцию на сетях железных дорог Евросоюза на перспективу ближайших лет, я полностью согласен. Ничего плохого я в этом не вижу: в принципе, пользователям железнодорожного транспорта это пойдёт только на пользу. Потому что слишком большая концентрация бизнеса перевозок в одних руках ни к чему хорошему привести не может. Взять ту же немецкую Deutsche Bahn – это действительно практически монополист среди европейских перевозчиков. Конечно, сейчас развиваются и другие игроки рынка, но им необходимо оказывать поддержку. И ослабление доминирования крупных игроков-монополистов в этом смысле представляется мне целесообразным.

На литовский бизнес сейчас Deutsche Bahn или SNCF не давят, потому что мы работаем на колее 1520 мм, но нужно смотреть на перспективу. И поэтому следует, чтобы в законодательстве было прописано именно так, чтобы этого и не произошло.

Кто подготовился

Ахти Асманн.jpgАхти Асманн,
председатель правления AS Eesti Raudtee:

– Целями Четвёртого железнодорожного пакета ЕС являются открытие железнодорожного рынка и обеспечение независимости и равных правил при использовании инфраструктуры. Важно устранить возможные источники конфликта интересов и обеспечить разным участникам рынка равные конкурентные условия. Также за инфраструктурными предприятиями должен остаться контроль над всеми функциями, необходимыми для эффективной деятельности и выполнения основной роли при администрировании железнодорожной сети.

На железнодорожном рынке Эстонии в течение последних десятилетий действуют разные перевозчики. Таким образом, он был открыт ещё до обсуждения Четвёртого железнодорожного пакета.
Поскольку бухгалтерия и финансовое планирование инфраструктурного предприятия и предприятия-перевозчика в концерне Eesti Raudtee были и так раздельными, то их юридическое разделение не принесло существенных изменений. Поэтому какого-либо позитивного или негативного влияния разделение не оказало.

По большому счёту разделение железнодорожных предприятий повлечёт за собой, с одной стороны, увеличение конкуренции (что положительно повлияет на эффективность предприятий), с другой – раздробленность железнодорожного сектора (что окажет негативное влияние на эффективность). Поскольку разные составляющие железнодорожного сектора тесно взаимосвязаны между собой, то поддерживаю максимально возможную консолидацию. Для лучшего развития сектора будет правильным обеспечить единое управление. Консолидация обеспечит максимально эффективное использование имеющихся ресурсов, а также инвестирование средств в нужное время, в нужные проекты и в необходимых объёмах.


Новости

5 ч
5 ч
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости