Подписка 1520 - PDF

Новогодний подарок

Вторник, 24.12.2013 в 00:00
Новогодний подарок
Россия купит гособлигации Украины на $15 млрд, а «Газпром» предоставит более чем 30-процентную скидку на топливо. Это может спасти находящуюся в рецессии экономику страны от полного краха. Но насколько глубоким будет эффект от полученной поддержки, не ясно.

В последнее время ситуация на Украине меняется практически ежедневно. То Киев заявляет о намерении сблизиться с Брюсселем и хочет подписать соглашение об ассоциации с ЕС, то поворачивается в сторону Таможенного союза и Москвы. При этом в столице Украины митингуют сторонники обоих решений, а оппозиция требует досрочных президентских и парламентских выборов, а также немедленной отставки правительства.

Впрочем, перед властью стоят и другие, возможно, даже более болезненные вопросы. С середины прошлого года экономика Украины не просто буксует, а скатывается в пропасть. ВВП сокращается уже пять кварталов подряд, а потому по нынешнему году даже нулевой рост станет успехом (за 10 месяцев было снижение на 0,6%).

При этом уверенно увеличивается только объём государственного долга (его доля к ВВП уже приближается к 40%). Кроме того, Украина продолжает наращивать отрицательное сальдо внешнеторгового баланса (по итогам трёх кварталов – до $9,7 млрд). Это, в свою очередь, оказывает серьёзное давление на курс гривны. Чтобы не допустить резкого его снижения, Нацбанк регулярно выходит на рынок с интервенциями. Только за ноябрь было продано почти $800 млн из золотовалютных резервов, а их объём сократился до $18,8 млрд (в начале года было $24,5 млрд). Нынешний уровень соответствует примерно двум с половиной месяцам импорта при международной норме в три.

Выправить ситуацию без внешней поддержки практически невозможно. Однако получить её непросто. Не так давно Moody’s понизило рейтинг Украины до «мусорного» уровня Саа1. Лишь немногим лучше оценка двух других ведущих агентств – Fitch и S&P, но у обоих прогноз отрицательный.

Киев рассчитывал на кредит Международного валютного фонда, но к концу осени стало ясно, что переговоры провалились. Вместо запрашиваемых Украиной $15 млрд МВФ согласился дать лишь $4 млрд. И при этом ещё потребовал непопулярных шагов, в том числе значительного роста цен на услуги ЖКХ, замораживания зарплат и сокращения бюджетных расходов. А всё это вполне может стать причиной новой волны протестов населения.

Выходом стала помощь Москвы. На состоявшихся в декабре переговорах Президента РФ Владимира Путина и его украинского коллеги Виктора Януковича была достигнута договорённость, что Россия предоставит те самые
$15 млрд из Фонда национального благосостояния за счёт выкупа гособлигаций соседа. И это ещё не всё. «Газпром» пообещал со следующего года более чем на треть снизить стоимость газа (до $268,5 за тысячу кубов с нынешних $406).

Таким образом, Украина добилась пересмотра подписанного четыре года назад тогдашним премьером Юлией Тимошенко контракта, который всё это время в Киеве называли кабальным.

Что обещано взамен – загадка. Официально никаких заявлений на этот счёт не звучит, в том числе и по Таможенному союзу. Эффект от полученной поддержки также ещё только предстоит оценить. Премьер Николай Азаров заявил, что Россия спасла Украину от дефолта. Предоставленная финансовая помощь действительно должна снять на какое-то время остроту проблемы государственного долга и сохранить от «размыва» резервы. Кроме того, важна скидка на газ. Как сообщил глава Минэнерго Украины Эдуард Ставицкий, благодаря ей страна будет ежегодно экономить порядка $7 млрд, которые можно «дополнительно направлять в экономику».

Если так, то лишним это точно не будет. Ведь пока внутренних точек роста мало. Например, положение дел в реальном секторе далеко от оптимального. Промышленность пребывает в глубоком кризисе (в ноябре производство снизилось на 4,7%, а в сумме за 11 месяцев – на 5%). Ещё мрачнее выглядит положение дел в строительстве (минус 10,3% и 15,1% соответственно).

Относительно неплохо себя чувствует только сельское хозяйство (в ноябре рост составил 42,2%, а с начала года – 11,7%). Впрочем, и здесь всё не так уж гладко. Резкий всплеск конца осени обеспечила плохая погода сентября – тогда из-за дождей сбор урожая был затруднён, что дало возможность для резкого ускорения в дальнейшем. Кроме того, подъём отчасти связан со статистическим эффектом: сравнение идёт с низкой базой прошлого года, когда был невысокий урожай зерновых (46,2 млн тонн против оценочно 61,5 млн в нынешнем году).

Погрузка на сети железных дорог Украины в ноябре также была в плюсе (на 5,5% в годовом сопоставлении), но вновь в основном из-за статэффекта. Это, в свою очередь, отразилось на региональном КаргоИндексе. В последний месяц осени его абсолютное значение выросло к октябрю на 0,3 пункта, до 136,1%. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года показатель увеличился сразу на 10,3%.

Из составляющих КаргоИндекса основным драйвером роста стал, конечно, главный сельскохозяйственный груз – зерно (в ноябре его погрузка прибавила 33,3% в годовом сопоставлении).

Заметно выросла в процентном соотношении также погрузка нефтяных грузов (на 16,7%), что связано как с запуском Одесского НПЗ, так и с восстановлением работы Кременчугского завода.

Но на этом относительно позитивные новости завершаются. Хотя погрузка каменного угля, железных и марганцевых руд, а также строительных грузов в ноябре увеличивалась (на 10,3%, 6,7% и 4,2% соответственно), связано это главным образом лишь с уже упомянутым не раз эффектом сравнения с низкой базой.

Также на 8,7% прибавила погрузка чёрных металлов, однако вызывает тревогу, что произошло это на фоне сокращения производства (на 11,8%). Поэтому можно предположить, что вывозились в основном складские запасы. Положение дел в металлургии остаётся крайне сложным. Спрос на внешних рынках на продукцию украинских производителей в последнее время невысок, в том числе и из-за неконкурентоспособной цены на продукцию. И здесь как раз можно вернуться к вопросу об эффекте от договорённостей с Москвой. Снижение цены на газ может поддержать энергозатратную промышленность Украины в целом, в том числе и металлургов. Однако на проблемы нужно смотреть более широко – эксперты признают, что нужна не передышка, а масштабная модернизация.

КаргоИндекс|Украина

Автор: Юлия Громадская

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости