Подписка 1520 - PDF

Непростые конструкции

Понедельник, 09.12.2013 в 00:00
Непростые конструкции
О планах выхода холдинга «РЖД» на мировой рынок инфраструктурных проектов обозреватель «Гудка» беседует с генеральным директором ООО «РЖД Интернешнл» Сергеем Павловым.

– Сергей Алексеевич, во сколько оценивается рынок железнодорожных инфраструктурных проектов в мире и какую часть из него могла бы получить «РЖД Интернешнл»?
– По нашим оценкам, объём этого рынка составляет где-то $160–170 млрд до 2020 года, хотя, разумеется, эти оценки довольно условны. Мы предполагаем, что уже в ближайшие 5–6 лет можем реально претендовать на $7–10 млрд. Хотя, если будем правильно и эффективно работать, эта цифра может быть и увеличена.

– Мировой кризис как-то повлиял на обстановку в этой сфере?
– Европейские компании очень активно идут на рынки развивающихся стран. Причём активно идут со своими деньгами, выступая в качестве инвесторов. Этого мы себе позволить пока не можем, но стараемся решать эту проблему. Да, финансовых инструментов у западных компаний гораздо больше, они гибче, но и мы ведём работу с финансовыми структурами, с банками, страховыми компаниями, выстраивая работу таким образом, что привлекаем инвес­тиции как с внутреннего, так и с внешнего рынка. В частности, по проекту в Эфиопии мы вместе с финансовыми структурами Российской Федерации ведём переговоры с европейскими финансовыми компаниями. Мы же будем не только нашу, но и европейскую продукцию использовать, поэтому у нас есть все основания полагать (и с нами соглашаются), что мы можем использовать европейские средства.

Но, тем не менее, у нас сейчас при помощи государства уже работает среднесрочное и долгосрочное кредитование, которое организовано через Внешэкономбанк, налажено страхование экспортных кредитов и даже политических рисков. Это большой шаг в поддержке наших инфраструктурных компаний, которые работают за рубежом, тем более что наши проекты очень дорогостоя­щие. Мы этим пользуемся. Наш проект в Сербии мы будем страховать в России, хотя перестраховщиками по требованию заказчика будут выступать западные компании. Но это зависит от рейтингов наших страховых компаний. Он уже достаточно высокий, но ещё не дотягивает до высших уровней.

– Сейчас рентабельность инфраструктурных проектов составляет порядка 4–6%. Как найти такой заёмный капитал, чтобы при этом получить ещё и прибыль?

– Мы делаем очень непростые финансовые конструкции, используя и российские, и иностранные средства. Заёмный капитал в этом случае может обходиться дешевле. Сейчас вряд ли какая мировая компания может увеличить порог рентабельности, потому что это сразу приведёт к неконкурентоспособному предложению. А одно из жёстких требований, поставленных нам руководством ОАО «РЖД» при создании компании, – быть конкурентоспособными на мировом рынке. К примеру, недавно в нашу страну с визитом приезжал президент Эквадора, и мы уже начали активный обмен информацией с нашими эквадорскими парт­нёрами по разработке технико-экономического обоснования строительства железных дорог к портам. А там существует проблема: правительство Эквадора вынуждено покрывать разницу между высокой фактической стоимостью дизельного топлива и его отпускной ценой на рынке. Эти компенсационные затраты очень велики, но позволяют автоперевозчикам организовывать перевозки по низким ценам. Отменить эти льготы вряд ли возможно по политическим причинам. Поэтому нам предстоит не просто построить железные дороги, а предложить такую модель организации железнодорожных перевозок в стране, чтобы она отвечала интересам экономики этого государства.

– Каковы финансовые планы компании на ближайшие годы? Когда компания планирует выйти на рентабельность?

– Следующий год для нас будет очень сложным и затратным, ведь мы как раз начинаем проекты в других странах. Во второй половине 2015 года планируем выйти на стабильную рентабельную работу компании.

– В каких государствах в ближайшее время мы с наибольшей вероятностью можем начать работу над инфраструктурными проектами?
– Наиболее близок к реализации проект электрификации железнодорожной линии Гармсар – Горган в Иране. Хорошие перспективы у нас также во Вьетнаме и Индии. Мы, кстати, сократили количество государств для рассмотрения руководства холдинга, где РЖД могут работать и иметь шанс на успех. Если в начале года их было 21, то теперь в наш широкий круг входят 18. И это хорошо, потому что можно более эффективно распределить силы, а главное – время, потому что каждое государство требует огромной предварительной работы. По 11 государствам проработка в стадии завершения, ещё по 7 продолжается. В широкий круг наших интересов входят Африка, Ближний Восток, Восточная Европа и Азия. Однако из этого большого списка мы понимаем, что не во всех странах сможем работать по разным причинам: по финансовым, юридическим, политическим. В некоторые государства, где уже крепко обосновались наши конкуренты, войти очень сложно. Хотя, как показывает практика, после победы в тендере трудности только начинаются. Ведь ещё нужно построить железную дорогу. В некоторых странах мы сталкиваемся с нашими конкурентами, однако стараемся использовать преимущества кооперации, а не конкуренции. Недавно мы подписали соглашение с немецкой компанией «Дойче Бан Интернешнл» о сотрудничестве в третьих странах. Это очень важный документ, и, как нам кажется, именно такая кооперация является ключом к успеху. В большинстве стран, где мы намерены работать, применяются европейские и стандарты, и подходы к строительству. И именно в содружестве мы планируем достичь наибольшего успеха от совместной деятельности.

– Очевидно, вам приходится особое внимание уделять технологиям работы на железных дорогах с другой колеёй, нежели 1520…

– Конечно, мы не можем в одиночку выходить на зарубежные рынки, поэтому взаимодействуем со всеми структурами холдинга «РЖД», в случае если нам понадобится помощь. Заключены соответствующие договора. При необходимости сотрудники других подразделений выступают нашими экспертами и консультантами. При прочих равных условиях приоритет обязательно отдаётся подразделениям нашего холдинга.

Мы проработали технические требования и условия по проектированию и изготовлению техники, используемой в наших российских технологиях, в расчёте на колею 1435. «Ремпутьмаш» уже способен выпускать конкурентоспособную технику под эту колею, и в ближайшее время будет подписан договор о её покупке для сербского проекта. Это серьёзный шаг, чтобы показать наши возможности в Европе.

Однако мы не собираемся зацикливаться на нашей технологии, мы обязаны использовать все эффективные методы строительства и реконструкции. Мы планируем с французской фирмой «ЖЕЙСМАР» создать совместную технологию по реконструкции пути. Разборку пути будем вести нашими кранами, а сборку – используя французскую технику и технологию. Посмотрим, насколько это будет эффективно. Будем пробовать различные компоновки, искать лучшее решение, здесь у нас руки развязаны.

Конкуренция|Инфраструктура

Комментарий |


Мы делаем очень непростые финансовые конструкции, используя и российские, и иностранные средства. Сейчас вряд ли какая мировая компания может увеличить порог рентабельности, потому что это сразу приведёт к неконкурентоспособному предложению. А одно из жёстких требований, поставленных нам руководством ОАО «РЖД», – быть конкурентоспособными.


Автор: Сергей Плетнев

Новости

7 ч
15 ч
15 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости