Подписка 1520 - PDF

На новый круг

Понедельник, 09.12.2013 в 00:00
На новый круг
Президент Белоруссии Александр Лукашенко недоволен тем, что обозначенные на год экономические планы не выполняются. Отдельно поводом для критики стала ситуация в промышленности, где снижается производство, зато растут запасы готовой продукции. От решения вопроса зависит также положение дел на железных дорогах страны. Пока погрузка падает, а за ней теряет позиции региональный КАРГО-индекс.

В конце ноября Александр Лукашенко провёл встречу с правительством и Нацбанком, где обсуждалась ситуация в экономике. Глава государства напомнил: он уже «по-мужски предупреждал» Совмин, что недостижение планов «будет означать отставку». Но «прогнозные показатели в абсолютном большинстве не выполняются».

Так, по официальному прогнозу, в 2013-м рост ВВП должен составить 8,5% в годовом выражении. А по данным Белстата, за январь – октябрь (это пока наиболее свежие данные) основной макроиндикатор прибавил лишь 1,1%. Понятно, что за оставшееся до конца года время кардинальные перемены невероятны: Александр Лукашенко заявил, что можно рассчитывать лишь на 1,5% роста «и то ещё дотянем ли».

Впрочем, несмотря на все свои обещания, кадровые решения глава государства принимать не спешит. Правительству дано время «исправиться» до конца марта следующего года. Это будет первая контрольная точка, потом сверка планов и результатов будет происходить ежеквартально.

При этом прогнозы на 2014 год уже известны. По словам премьера Михаила Мясниковича, ожидается рост ВВП на 3%, промпроизводства – на 3,8%. Также планируется увеличение экспорта, причём сразу на 11,6%, за счёт чего должно быть обеспечено положительное сальдо торгового баланса. Впрочем, и по нынешнему году планировался плюс. Но сальдо за десять месяцев отрицательное и составляет весомые для белорусской экономики $4 млрд.

В этой связи президент ставит перед кабинетом министров задачу сделать так, чтобы промышленность перестала работать «на склад». Об этом он говорил уже много раз и раньше, но «кое-где вместо реального дела занялись открытым очковтирательством – перевалкой продукции со своей территории на склады так называемых дилеров, за пределы Беларуси». Поэтому теперь к решению вопроса подключатся Комитет госконтроля и Комитет госбезопасности. «Это как понимать? Мы же модернизировали (предприятия. – Ред.), чтобы получить новую продукцию, которая будет со свистом уходить! Мужики, это преступление! И спрос будет за это беспощадный!» – сказал Александр Лукашенко.

Последние данные Белстата гнев президента вполне подкрепляют. После нескольких месяцев снижения запасы готовой продукции вновь начали возрастать. Если к 1 октября они составляли 70,6% от среднемесячного объёма промпроизводства, то к 1 ноября – уже 73,1% (для сравнения: на ту же дату 2012 года было 56,9%). Причём затоваривание наблюдается на фоне сокращения промышленного производства (в октябре, как и в сентябре, на 4,6%).

Все эти процессы становятся одной из основных причин того, что погрузка на сети железных дорог Белоруссии остаётся в минусе. В октябре её объём уменьшился в сравнении с тем же периодом 2012 года на 6,9%, что немало, хотя и несколько лучше сентября (тогда было минус 9,4%).

Динамика погрузки отразилась на региональном КАРГО-индексе. Его абсолютное значение составило 117,4%, что на 0,8 пункта ниже, чем в сентябре. А в годовом сопоставлении индикатор потерял 7,9% против 11,4% месяцем ранее.

Из входящих в расчётную базу КАРГО-индекса грузов наиболее сильно просела погрузка чёрных металлов (на 50,6% в годовом сопоставлении). Это вполне коррелирует с текущей ситуацией в металлургии, но не мешает главе Минэкономики республики Николаю Снопкову обещать, что вскоре отрасль станет одним из драйверов роста. Эта надежда связана с тем, что Белорусский метзавод, где сейчас завершается модернизация, начнёт работать на полную мощность. Впрочем, ряд ключевых объектов (в том числе мелкосортный стан мощностью 700 млн тонн) может быть запущен лишь в декабре 2014 года.

Заметно сократилась также погрузка нефтяных грузов (в октябре на 19,2% в годовом сопоставлении). А именно нефтепродукты сейчас один из основных экспортоориентированных товаров Белоруссии. При этом Москва и Минск до сих пор не подписали топливный баланс на четвёртый квартал нынешнего года, соответственно всё ещё не ясны суммарные объёмы поставок. По последним данным Минэнерго РФ, ожидается 20,7 млн тонн (Россия изначально говорила о 18,5 млн, а Белоруссия просила 23 млн). Картина будущего года также весьма туманна. По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, Россия «всегда за годовой баланс, но другое дело, если цифры не сходятся, тогда практичнее подписать квартальный баланс». То есть можно предположить, что, как и сейчас, балансы будут согласовываться в оперативном режиме, а точные объёмы поставок до последнего будут оставаться неизвестными.

В октябре в значительном минусе оказалась и погрузка другого экспортоориентированного груза – удобрений (снижение на 18,1%). Согласно последним заявлениям властей, можно ожидать, что вскоре здесь произойдут позитивные перемены: замминистра экономики Александр Ярошенко недавно заявил, что в 2014 году за границу планируется поставить 7 млн тонн калийных удобрений. Для сравнения, в 2012 году, когда «Беларуськалий» работал в сотрудничестве с российским «Уралкалием», за рубеж было продано 3,7 млн тонн, а в более удачном 2011 году – 4,7 млн тонн. Однако неясно, насколько нынешние цифры, озвученные Минэкономики, реальны. Ведь ещё недавно ведомство ожидало лишь 5 млн тонн экспорта.

Зато в плюсе в октябре была погрузка строительных грузов (на 1,2% в годовом сопоставлении). Это связано с увеличением инвестиций в строительно-монтажные работы на 6% за десять месяцев, в том числе на 6,5% в октябре. Однако в перспективе Белоруссия может вновь начать сокращение расходов в этой сфере, как это было после кризиса 2011 года. По крайней мере в ходе встречи с правительством глава Комитета госконтроля Александр Якобсон обратил внимание на необходимость более рационального расходования государственных средств. С этим согласился и президент. «Уже настроили музеев, спортивных объектов. Надо деньги вкладывать в то, что завтра даст эффект. Вот что должно быть в госпрограмме», – сказал Лукашенко.

КАРГО-индекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

28 м
44 м
59 м
1 ч
1 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости