Подписка 1520 - PDF

Финансам дали срок

Понедельник, 09.12.2013 в 00:00
Финансам дали срок
Очередное, 59-е заседание совета гостеприимно приняла Железная дорога Молдовы. Последний раз Кишинёв встречал представителей железнодорожных администраций более 10 лет назад. Повестка дня на этот раз не предвещала жарких споров, как накануне подготовки соглашения о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов. Однако именно заседание ноября 2013 года запомнится рядом ключевых решений для организации. И надо отдать должное исполнительному органу – дирекции совета, сумевшей на традиционно высоком уровне обеспечить график работы и регламент встречи, подготовить килограммы документов.

Вместе с союзом
В первый день ключевым гостем заседания стал генеральный секретарь Международного союза железных дорог Жан-Пьер Лубину. По его словам, МСЖД и Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества как сообщест­ва профессионалов имеют много точек соприкосновения.

«Мы разделяем цели и задачи вашей организации, – отметил господин Лубину. – Пришло время обеспечить взаимодействие на евро-азиатском пространстве. Техническое взаимодействие, обмен информацией в отрасли могут принести пользу обеим сторонам. Тем более что сейчас у нас один руководитель». (Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин избран председателем МСЖД и Совета Содружества. – Ред.)

Председатель дирекции совета Пётр Кучеренко и Жан-Пьер Лубину подписали первый совместный документ двух организаций – Меморандум о сотрудничестве. Он предусматривает несколько сфер сотрудничества: безопасность движения поездов, обмен данными о программах энергосбережения и экологии, подготовка кадров. Стороны договорились о регулярном информационном обмене по вопросам стандартизации и правил эксплуатации.

Тень кризиса

Председатель дирекции Пётр Кучеренко в своём докладе выделил ряд важных аспектов эксплуатационной работы сети «пространст­ва 1520». Одна из ключевых тенденций – продолжение сокращения общих объёмов перевозок, причём у большинства железнодорожных администраций. За девять месяцев 2013 года объём погрузки сократился на 2,6%, объём перевозок в международном сообщении –
на 5,5%.

В «общем» парке администраций продолжает сокращаться доля инвентарного парка. Сейчас на 86% он уже состоит из приватных вагонов. А снижение погрузки происходит в условиях избытка числа вагонов. Это сказывается как на управляемости парком, так и на производительности вагона. Коэффициент порожнего пробега достиг новой рекордной отметки в 43,7%.

Особо глава дирекции остановился на проблеме финансирования проектов научных разработок. Часть администраций, несмотря на решения совета, задерживает выделение средств на НИОКР. Отметим, что в протоколе 59-го заседания есть пункт о необходимости перечисления администрациями в 2014 году 50% своих годовых взносов на НИОКР в первом квартале.

Сохранили тару

Неожиданно остродискуссионным у специалистов на 59-м заседании оказался вопрос об исключении оборота среднетоннажных контейнеров из международного сообщения. Небольшая тара, некогда массово использовавшаяся населением и предприятиями СССР для перевозки вещей и небольших партий товара, сейчас всё реже пользуется спросом. Более того, часто становится настоящей головной болью железнодорожников, поскольку принимать одиночные контейнеры становится попросту невыгодно. К тому же парк среднетоннажных контейнеров стремительно стареет.

Результат сегодня очевиден. В обороте осталось всего 25,4 тыс. единиц. Из них только 701(!) контейнер с невыработанным нормативным сроком. На заседании рабочих групп было найдено, казалось, компромиссное решение: перевозки как класс сохранить, но запретить в международном сообщении работу с устаревшей тарой.
Но у такого выбора нашлись оппоненты. И среди них представители российского Минтранса. Как сообщил «Гудку» источник в ведомстве, основной мотив противников исключения таких контейнеров из оборота состоит в защите интересов потребителей. «Мы не против того, чтобы администрации заботились о финансовой стороне перевозок и безопасности, – сказал собеседник в Минтрансе. – Можно ограничить оборот единичных контейнеров и договориться о перевозке их определёнными партиями. Но совсем исключать преждевременно».
Таким образом, малая тара пока сохраняет прописку в международном сообщении.

Четырёх заседаний вполне хватит
Но главным итогом обмена мнениями в Кишинёве стало решение об изменении правил голосования по вопросам, требующим выделения финансирования.

«Принято единогласное решение об изменении формата голосования, – рассказал журналистам президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Вопросы выделения денег всегда дискуссионны, сложны в утверждении. Напомню, что Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества любые вопросы утверждает только единогласно. И это важное условие совместной работы. Тем не менее из-за долгих сроков поиска консенсуса при реализации проектов, требующих финансирования, часть из них остаётся нереализованной».

Главы администраций согласились на иной порядок голосования в таких вопросах. Если он внесён в повестку заседаний совета более двух лет (за этот срок проходит, как правило, четыре заседания), то окончательное решение может быть принято не единогласно, а большинством в две трети голосов.

Отметим, что случаи, когда важные решения откладываются в долгий ящик, не так уж редки. На заседаниях жаркие дискуссии шли при определении размера ставок за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. Не все администрации соглашались на экономические санкции при необоснованных задержках при передаче грузовых поездов. Спорили и о размерах таких санкций.

Упростили жизнь электричкам
В рамках 59-го заседания совета пять государств – Россия, Казахстан, Белоруссия, Украина и Молдова – подписали документ, позволяющий развивать пригородное сообщение в приграничных районах.

«Принятый документ регулирует порядок захода пригородных поездов на территории сопредельных государств. Международных документов, касающихся этих воп­росов, до сих пор не существовало. Работа над соглашением будет продолжаться, но уже сейчас новый порядок упростит движение пассажиров через границы», – сообщил Владимир Якунин.

В конце заседания президент РЖД предложил главам администраций включить в повестку дня следующей встречи (она состоится в Казахстане) вопрос о подготовке профессиональных кадров для железных дорог. О точке зрения разных администраций на проблему поиска см. материалы на стр. 6.

«Проблема остаётся актуальной для всех. Как показывает практика сообщения администраций не только «пространства 1520», но и колеи 1435 мм, этот вопрос вызывает сложности и у европейских государств, поэтому пришло время найти пути выработки единых стандартов и обмена опытом», – подчеркнул Владимир Якунин.
Интеграция|Управление

Автор: Сергей Черешнев

Новости

3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости