Подписка 1520 - PDF

Из огня да в полымя

Среда, 06.11.2013 в 00:00
Из огня да в полымя
Министр экономики Белоруссии Николай Снопков заявил, что в стране может разразиться новый кризис. На ухудшение ситуации в экономике указывают все ключевые макропоказатели, в том числе слабый рост ВВП, значительное отрицательное сальдо торгового баланса, резкое снижение промпроизводства и потери в региональном КаргоИндексе.

Сгладить проблемы может лишь подъём в нефтепереработке, но здесь все зависит от развития отношений с Москвой.

По итогам трёх кварталов текущего года ВВП Белоруссии в годовом выражении увеличился только на 1,1%. Между тем официальным прогнозом, на который «завязаны» многие планы властей, в том числе и расходная часть бюджета, по году запланирован рост на 8,5%. Одна из базовых причин наблюдаемого расхождения надежд и фактов – ситуация в промышленности. Объём промпроизводства за девять месяцев сократился в сравнении с тем же периодом предыдущего года на 4,6%, в то время как официальный прогноз говорит о 7% роста. При этом разгрузка складов, заполненных невостребованной продукцией, идёт очень медленно. К началу октября запасы достигли 70,6% от месячного объёма производства, а год назад в это же самое время показатель составлял 54,1%. И не случайно, что, требуя от Совмина неординарных предложений по урегулированию ситуации в экономике, президент Александр Лукашенко добавил: «А если ординарные, то, прежде всего, надо продать то, что накопили на складах». За счёт этого, по его мнению, можно повысить объёмы поступления валюты в страну. Пока же во внешней торговле никаких положительных изменений не видно. Последние официальные данные здесь датируются августом. По итогам восьми месяцев сальдо было отрицательным и составило $2,8 млрд.

Впрочем, в то, что удастся решить все проблемы исключительно своими силами, и сами власти не особо верят. Белоруссия надеется осенью получить из Антикризисного фонда ЕврАзЭС транш в $440 млн из одобренного в 2011 году стабилизационного кредита суммарным объёмом в $3 млрд. Но этого недостаточно, а потому Минск уже обращался с просьбой о дополнительной поддержке. Решение здесь, впрочем, еще не принято. Между тем Международный валютный фонд, куда запрос о предоставлении кредита поступил от Белоруссии еще в 2011 году, сейчас наконец дал понять, что надеяться на его удовлетворение не стоит.

Впрочем, внешний долг страны и так уже достаточно внушителен ($12,4 млрд), по нему только до конца нынешнего года надо будет выплатить $800 млн, а в будущем – еще $3 млрд. Поэтому в параллельном режиме ведутся поиски дополнительных решений, которые должны спасти от краха экономику республики. В том числе уже заявлено о сокращении на 10% бюджетных статей расходов этого года. Кроме того, до конца следующего года ожидается доход от приватизации госпредприятий в объёме порядка $4,5 млрд.
В планах Госкомимущества продажа пакетов акций 85 компаний. Сколько же будет реализовано на самом деле – не ясно. Окончательное решение по приватизации остаётся за Александром Лукашенко, а он ранее неоднократно демонстрировал, что спешить с такими шагами не намерен. Тем не менее в плане пока присутствует ряд значимых предприятий.

В том числе это Мозырский НПЗ, об интересе к которому ранее заявлял глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Завод является одним из самых крупных промышленных объектов в республике и во многом определяет динамику промпроизводства, а также объём поступлений валюты. Но загрузка НПЗ зависит от поставок нефти на переработку из России. А здесь традиционно наблюдается неопределённость. Так, несмотря на то, что сейчас уже идут последние месяцы года, Москва и Минск все еще не согласовали топливный баланс на четвёртый квартал.

Белоруссия надеется на увеличение поставок (с 21,5 до 23 млн тонн в целом по году). Однако первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в конце октября заявил, что стороны пока выходят на договорённость только по 21 млн тонн. Хорошей новостью для Белоруссии может быть то, что в России у нее появляется мощная поддержка. Как сообщила газета «Известия», Игорь Сечин обратился к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу и главе Минэнерго РФ Александру Новаку с просьбой увеличить поставки до 23 млн тонн, аргументируя это тем, что у «Роснефти» есть обязывающие контракты по переработке нефти в Белоруссии. Официально это, впрочем, еще не комментируется.

В сентябре, согласно заявлению представителя «Белнефтехима», загрузка перерабатывающих мощностей в республике была почти 100%. Однако это с учётом того, что Мозырский НПЗ выходил в плановый ремонт. А потому потери всё же весьма ощутимы. Например, погрузка нефтяных грузов на сети железных дорог Белоруссии в первый месяц осени просела сразу на 25% в годовом сопоставлении.

Это стало одной из причин того, что в целом объём погрузки снизился на 5,7% (а за девять месяцев года отставание составляет 5,2%). На изменение погрузки реагирует региональный КаргоИндекс. Его абсолютное значение в сентябре в сравнении с августом сократилось сразу на 17,3 пункта, до 118,1%. При анализе ситуации в годовом сопоставлении провал увеличился до 11,4% с 6,2% в августе.

Но говорить о том, что только «нефтянка» утащила транспортный индикатор, к сожалению, не приходится. Являясь показателем, характеризующим ситуацию по реальному сектору в целом, КаргоИндекс реагирует и на другие негативные процессы в экономике. В первую очередь это касается еще одного ключевого поставщика валюты в страну – «Беларуськалия». Разрыв отношений с российским «Уралкалием», а также изменение ситуации на внешнем рынке уже привели к возникновению у компании существенных проблем. Если ранее она поставляла удобрения крупнейшим мировым импортёрам – Китаю и Индии, – то теперь основными клиентами стали относительно небольшие рынки Бангладеш, Бельгии и Норвегии. При этом производство удобрений в сентябре просело на 12,7% в годовом сопоставлении. Погрузка сократилась на 37,4%.

И хотя Александр Лукашенко настаивает, что партнёрство с «Уралкалием» может возобновиться, ни о каких реальных подвижках пока речи нет. Тем более что глава российской компании Владислав Баумгертнер, задержанный летом в Минске, все еще находится под арестом. Пока же «Беларуськалий» пытается сам восстановить позиции на мировом рынке. Например, сообщается о подписании меморандума на поставки в Китай, но объёмы не уточняются.

КаргоИндекс|Белоруссия

Автор: Юлия Громадская

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Другие новости